Что мы вспоминаем в первую очередь при слове Пасха ? Куличи, крашеные яйца, красные облачения священников А какие еще есть символы, связанные с торжеством Светлого Христова Воскресения?
Одним теплым весенним утром в небольшом провинциальном городке на лавочке возле дома сидела небольшая девчушка и с удовольствием ела кусочек сладкого, покрытого глазурью и изюмом пасхального кулича. Дело происходило в середине 60-х годов, и проходящая мимо учительница начала стыдить ребенка: «Как тебе не стыдно?! Как ты, советский человек, внучка октября, можешь есть кулич? Ведь Пасха minus; это не наш, это церковный праздник!» «Нет, ответила девочка, #8722; Пасха это наш, очень хороший, светлый и… (девочка долго подбирала слово) вкусный праздник» sup1;.
Детское сердце, не знакомое с особенностями политического строя, чувствовало свет и духовную радость Воскресения Христова. Еще с давних времен все православные люди знали проникновенные слова Иоанна Златоуста, произнесенные на праздник Пасхи: «Кто благочестив и боголюбив – насладись ныне этим прекрасным и радостным торжеством. Все войдите в радость Господа своего. Богатые и бедные, друг с другом ликуйте; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне. Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости. Воскрес Христос, и торжествует жизнь!» sup2;
Воскресение Иисуса Христа является основой христианского вероучения. По слову апостола Павла: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» sup3;. Пасха – древнейший христианский праздник, он имеет множество традиций и символов. Литургия является центром церковной жизни, и поэтому начинается праздник торжественным ночным богослужением. Богослужение является радостным «пиром веры», когда душа каждого христианина ликует несравнимо ни с одним пиром земным. В России уже стало традицией привозить из Иерусалима благодатный огонь. Священники торжественно разносят его по храмам города и зажигают от него свечи и лампады. Этим чудом, происходящим каждый год на Гробе Господнем, люди уверяются, что Христос есть Истинная Жизнь. Огонь символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения.
Символичен и красный цвет, который во множестве присутствует в храме: красные облачения священников, красные свечи, красные цветы, красные ленты, красные платочки на головах у женщин. Пасха – красная, потому что красный – это цвет воскресения, цвет жизни и победы. Красный цвет означает, что мир был спасен ценой крови Христа.
Царские врата и диаконские двери святого алтаря всю Светлую седмицу не затворяются в знак того, что Господь Своим Воскресением открыл для всех вход в Царство Небесное. Около Царских врат ставится аналой с артосом. Артос – это высокий хлеб, на котором изображается крест с терновым венцом, но без Спасителя. Этим символизируется победа Христа над смертью, Его воскресение. Артос изображает собою тот хлеб, который вкушал Спаситель пред учениками в удостоверение Своего Воскресения. Также Предание говорит нам о том, что апостолы после Вознесения Христова оставляли за трапезой часть хлеба, символически изображая этим Его присутствие за трапезой. Во время крестного хода, совершаемого каждый день этой недели, артос обносится вокруг храма. В Светлую субботу после литургии он раздробляется и раздается верующим.
На Пасху особенно торжественно звучит пасхальный звон – благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. Звон знаменует торжество Церкви, славящей Победителя ада и смерти.
Верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Это порыв души – поделиться радостью о воскресшем Христе. В этом выражается наша вера, наша любовь к ближним, наша надежда обрести вечную жизнь.
Торжество после богослужения продолжается на праздничной трапезе. В церковной традиции богатый пасхальный стол является символом радости. Не случайно сам Господь сравнивал Царство Божие с пиром. На праздничный стол расстилается белоснежная скатерть, ставится красивая посуда. В качестве украшения используются живые цветы, зажжённые свечи, пасхальные композиции. Каждая хозяйка стремится сделать свой стол неповторимым.
Чтобы еще больше подчеркнуть символическое значение пасхальной трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья. Самым древним из них является кулич. Его готовят в каждой семье, по форме и по смыслу он соотносится с артосом. Кулич – это сдобный высокий круглый хлеб с изюмом и цукатами, украшенный сверху сахарной пудрой или глазурью. Значение кулича, который всегда готовится из дрожжевого теста, состоит еще и в том, что для христиан он заменяет ветхозаветный, пресный хлеб. Символически это означает переход от Ветхого Завета к Новому, тем более что Сам Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской.
Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – сладкое творожное блюдо со сметаной, маслом, ванилью и изюмом. Для его приготовления используется пасочница, которая обычно изготавливается из дерева мастерами-резчиками. Она состоит из четырех частей и в собранном виде представляет собой усеченную пирамиду. Чаще всего на пасочницах вырезали православный крест, буквы «ХВ» «Христос Воскресе», голубя как образ Святого Духа, цветочные орнаменты, виноградные грозди. Эти узоры четко выделялись на пасхе, когда ее вынимали из формы и ставили на блюдо. Творожная пасха является символом Гроба Господня. Пасха также считается символом пасхального веселья и сладости райской жизни, прообразом Царства Небесного и тех самых молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой русского крестьянина.
Третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. Церковное предание рассказывает, что после воскресения Христа Его ученики повсюду разносили весть о том, что Христос победил смерть. Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию и преподнесла ему в подарок куриное яйцо как символ воскресения Христа. Ко двору императора нельзя было приходить без даров. Богатые люди приносили обычно драгоценные вещи, а у Марии не было ничего, поэтому она взяла с собой одной куриное яйцо в качестве дара. Император же сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Но после этих слов куриное яйцо, которое он держал, приобрело красный цвет. Яйцо символизирует Воскресение Христово, жизнь и общее воскресение мертвых. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полной жизнью по высвобождении из скорлупы, так и люди силою Христова Воскресения воскреснут для высшей, бессмертной жизни. Когда мы берем в руки красное яйцо, мы провозглашаем наше спасение.
К празднику Пасхи христиане красят яйца в разные цвета, хотя традиционным цветом считается именно красный. Для окраски яиц используются различные натуральные красители: куркума для желтого цвета, свекла #8722; для розового, листья крапивы #8722; для зеленого, луковая шелуха #8722; для светло-коричневого. Есть традиция христосоваться пасхальными яйцами, разбивая по очереди разные их концы.
У пасхальных яиц были и «практические» применения – их катали по земле, чтобы она была плодородной, яйцо клали в правую руку тому, кто умер на Пасху. Есть традиция несколько пасхальных яиц хранить в течение всего года.
Пасхальный кулич, творожная пасха и крашеные яйца размещаются во главе стола. Часто их кладут на блюда с высокими ножками-подставками, чтобы они возвышались над всем остальным угощением. На трапезе в основном подают мясные закуски, горячие блюда из мяса и птицы, разнообразную сдобную выпечку.
Первый день принято отмечать в кругу своей семьи. Начинается застолье с употребления освященных в церкви блюд. Издревле считалось, что именно пасхальное освященное яйцо должно быть первой едой после 40-дневного поста. Затем вкушают по кусочку пасхального кулича и по ложечке творожной пасхи. На настоящем пасхальном столе обязательно должен быть барашек из сдобного теста, который символизирует Агнца Божьего, закланного за грехи людей, то есть Христа. В ветхозаветное время, по еврейскому обычаю, на Пасху закалывали ягненка, но Христос Сам принес Себя в жертву, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала.
Приготовление пасхальных блюд стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы #8722; дня выноса Святой Плащаницы. К самому большому празднику года в доме, разумеется, должно быть убрано. Вернее, не просто к Пасхе, а к Великому четвергу, недаром в народе его еще называют Чистый четверг. В старину к этому дню собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарай. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищает человека и скот от болезней. Именно в этот день также положено красить яйца, делать творожную пасху, замешивать тесто для куличей. Чистый четверг для хозяек #8722; один из самых хлопотных дней в году.
В Страстную субботу все идут в храм освящать куличи, пасхи и яйца. Для этого обычно всю снедь кладут в корзинку, украшенную цветами. Этот день уже наполнен предпраздничным настроением, храмы постепенно начинают преображаться к празднику. Еще немного – и начнется Пасхальная заутреня.
На Пасху православные люди ходят в гости, дарят друг другу небольшие подарки. Обычно это какое-то угощение: небольшой куличик, яйцо или сладости. Таким образом, верующие делятся частичкой своей радости, в обмене угощениями символично объединяются в большой незримой трапезе. Есть хорошая традиция дарить пасхальное яйцо при обмене пасхальными приветствиями. Это может быть крашеное вареное яйцо, а может быть искусственное – из дерева, фарфора, папье-маше или пенопласта. Их расшивают бисером, украшают рисунками, тканью, вышивкой. Такое яйцо – самый распространенный подарок. Некоторые из них напоминают произведения искусства – их украшают драгоценными камнями, золотом и серебром. Особо красивые #8722; настоящие драгоценные шедевры #8722; хранятся в различных музеях.
Не последнюю роль играют пасхальные букеты. Это букеты для подарка и букеты для украшения кулича. Их составляют из цветов, перьев, лент, скорлупы, вербы, фигурок ягнят, изображений различных птиц и бабочек. В последние годы стали очень популярны букеты «гнездо». Они собираются на каркасе из веток, напоминающем птичье гнездо. Букет на кулич обычно бывает небольшого размера, его собирают на деревянной шпильке, с помощью которой затем крепят на куличе. Также можно сделать пасхальный венок – настольный, настенный или подвесной. Его можно положить вокруг кулича на праздничном столе или сделать украшением интерьера, а при желании #8722; использовать как пасхальный подарок. Венки составляется из тех же элементов, что и букеты. Они символизируют бесконечность и вечную жизнь, дарованную жертвой Иисуса Христа.
С последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху тем родным и знакомым, с кем не сможешь похристосоваться, открытые письма с красочными рисунками, основной тематикой которых являются пасхальные яйца, куличи, православные храмы, христосующиеся люди, русские весенние пейзажи, цветы. Пасхальные открытки можно сделать и самим, благо, для этого сейчас есть множество возможностей. Такой вариант всегда будет приятнее и теплее для получателя.
На Пасху практически везде устраиваются массовые гуляния с пением, хороводами, ярмарками, играми и прочими увеселениями. Раньше народные гулянья на Пасху продолжались до двух недель и носили название Красная горка. Любимой пасхальной забавой являлось катание пасхальных яиц. Катали яйца просто с какого-нибудь бугорка или делали для этого специальные лоточки. Когда катящееся яйцо ударяется о яйцо, лежащее на земле, играющий забирает это яйцо себе. Эти забавы порой превращались в настоящие соревнования.
Праздничная радость, приподнятое настроение, умиление сердца составляет ту одухотворённую атмосферу, которая в пасхальном празднике становится важнее внешних действий и символов. Внутренним же сюжетом является пасхальное «попрание смерти», возрождение торжествующей жизни, освобождение души от плена греха. Все это очень гармонично сочетается с весной, с радостью пробуждающейся природы, которую Господь «воскрешает» после зимнего сна. И всё вокруг: люди, птицы, деревья, земля и небо #8722; переполняется короткими, но очень ёмкими пасхальными возгласами: «Христос Воскресе!» – Воистину Воскресе!»