Общим признаком, характеризующим правовое положение Банка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является приданный ему статус юридического лица, основанного на федеральной собственности. Поэтому закрепленный в Федеральном законе статус Банка России, как и статус других юридических лиц, должен соответствовать нормам Гражданского кодекса РФ, регулирующим общие положения о юридических лицах (гл. 4 ГК РФ).
Как уже не раз упоминалось, правовой статус организации определяется ее функциями, полномочиями, отчетностью и т.д. Таким образом, целесообразно рассмотреть более подробно сам закон о Банке России, закрепляющий все эти положения конкретно для данной организации.
Часть 1 статьи 1 посвящена законодательным источникам правового регулирования организации и деятельности «главного банка России». Их перечисление законодатель правомерно начинает с Конституции — Основного закона Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 российской конституции, федеральные банки (следовательно, и Центральный Банк РФ (Банк России), имущество которого является федеральной собственностью) относятся к федеральным экономическим службам (пункт «ж» статьи 71) и находятся в ведении Российской Федерации. В части 1 статьи 75 Основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ; а в части 2 данной статьи определяется основная функция Банка России защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Согласно статье 83 (пункт «г»), Президент РФ представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ и ставит перед ней вопрос об освобождении названного должностного лица от занимаемой должности. Собственно же его назначение и смещение с должности входят в компетенцию нижней палаты парламента (пункт «в» статьи 103 Конституции). Наиболее подробно статус, задачи, функции Банка России раскрываются ст.4 рассматриваемого Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Кроме того, вопросы правового регулирования деятельности ЦБ затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения Банка России и кредитных организаций регламентируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», действующем в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 3 февраля 1996 г., (N 17-ФЗ). В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. (N 3615-1) Банк России рассматривается как основной орган валютного регулирования в стране и в этой связи наделяется следующими основными функциями: а) определение сферы и порядка обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте; б) издание нормативных актов, обязательных к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами; в) проведение всех видов валютных операций; г) разработка правил проведения валютных операций для резидентов и нерезидентов; д) выдача лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций; е) установление единых форм учета, отчетности, документации и статистики валютных операций и т. д. (статья 9 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»). В Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации», принятом 11 января 1995 г. (N 4-ФЗ), зафиксирована обязанность Центрального банка предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности (статья 13).
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации Председателя Банка России;
назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее — Совета директоров);
представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно — кредитной политики).
В качестве банкира правительства Банк России выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Вместе с тем «главный банк страны» независим в своей деятельности. Ни один орган государственной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в реализацию его законодательно закрепленных функций и полномочий. Законодатель наделил ЦБ правомочием контролировать публичную власть путем обращения в судебные инстанции с исками о признании недействительными соответствующих правовых актов, включив его тем самым в государственный механизм в «активном» качестве. Таким образом, Банк России является составной частью «системы сдержек и противовесов», действующей на уровне государственной власти. Центральный банк вправе издавать нормативные акты (инструкции, письма, приказы) по вопросам, отнесенным федеральными законами к его ведению (ст.6). Они носят подзаконный характер и, следовательно, в соответствии с принципом законности, не должны противоречить предписаниям законодательных актов РФ. Нормативные акты Банка России вступают в силу со дня их официального опубликования в официальном издании банка «Вестнике Банка России» — и подчиняются правилу ретроактивности (то есть не имеют обратной силы). В отечественной нормотворческой практике нередки случаи принятия «совместных» подзаконных актов, авторами которых выступают несколько органов федеральной исполнительной власти. В таком «коллективном правотворчестве» участвует и ЦБ. Примером могут служить Совместное письмо Центрального банка РФ N 134-У и ГТК РФ N 01-23/732 от 14 января 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в совместную инструкцию Банка России и ГТК России «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» от 26 июля 1995 г. N 30 и N 01-20/10538; Совместное письмо Центрального банка РФ и ГНС РФ от 4 июня 1996 г. N 77-96 «О соответствии наименований счетов, открываемых клиентам, наименованиям счетов, предусмотренных планом счетов бухгалтерского учета в банках». Статья 7 комментируемого закона о неучастии Банка России в капиталах кредитных организаций и иных организаций, не обеспечивающих его деятельность, в отношении российских банков вступила в действие с 1 января 1996 г. А в отношении кредитных организаций с участием Центрального банка, созданных на территории иностранных государств, данная статья приобретет юридическую силу лишь с 1 января 2000 г. (часть 2 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»»). В то же время Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, занятых развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной и банковской сферах (ст.8).