Главная 16 Услуги банков 16 История возникновения и сущность центральных банков

История возникновения и сущность центральных банков

История возникновения и сущность центральных банков

На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем — центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.

Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX — начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции — в 1848 г., Банк Испании — в 1874 г.

В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929—1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, в 1942 г. — Банк Японии, в 1946 г. — Банк Англии и Банк Франции.

Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.

После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ — Бундесбанк (1957 г.) и Австрии — Резервный банк Австрии (1960 г.).

В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала национального банка Бельгии.

Сегодня центральный банк — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.

В 1920 г. международная финансовая конференция в Брюсселе отмечала, что «в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Там же подчеркивалось: «Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов». Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман. Эта независимость гарантирует эффективность его деятельности.

Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен парламенту (или специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета.

Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (которую часто предлагает официально). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет — в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет — в ФРГ.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего государства). Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как его принципиальные противоречия с правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит. Поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра.финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с момента его национализации в 1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов применяется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих государствах прямое кредитование правительства практически не осуществляется (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничивается (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Значение ЦБ как эмиссионной монополии и расчетного центра существенно снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной политики.

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем государства закреплена в Западной Европе и США только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет.

Здесь наличное обращение занимает крайне скромное место даже в расчетах населения — обычно менее 5—10%. Планирование наличного обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически «продаются» банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и не могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее жесткого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых обязательств государства только тем, что банкноты — простые векселя до востребования — могут использоваться как законное платежное средство и по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют кредитный характер, банковские счета, по сути, почти не отличаются от банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в обращении.

ЦБ развитых стран часто занимаются не только производством, но и дизайном, защитой банкнот от подделки, другими техническими вопросами.

В государствах Западной Европы и США на банкнотах не пишут, что они обеспечиваются золотом, драгоценными металлами и прочими активами ЦБ (но это отражено в публикуемых балансах ЦБ). В качестве обеспечения выступает актив ЦБ, основными статьями которого обычно являются золотовалютные резервы, портфель государственных и прочих ценных бумаг, кредиты банкам под залог ценных бумаг. В развитых странах вопрос обеспечения банкнотной эмиссии решается по-разному, но он всегда имеет юридическую основу: нередко законодательно определен характер обеспечения и, следовательно, установлены косвенные пределы выпуска бумажных денег.

О незначительной роли функции ЦБ как эмиссионного центра нередко свидетельствует отсутствие специального подразделения в головной конторе ЦБ (например, Банк Англии). Данная функция все более рассматривается как техническая и касается, в основном, отделений банка, непосредственно занимающихся кассовой работой, а также типографии, печатающей банкноты. Монополия нужна, прежде всего, для исключения злоупотреблений и содействия проведению единой денежно-кредитной политики.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы (чего от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования) и в меньшей степени — средства для клиринговых расчетов. Безналичная эмиссия не совершается исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие банки делают это для развития своих операций, а ЦБ — при нехватке средств регулирования ликвидности банковской системы. Анализ балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен по сравнению с деятельностью других банков.

Принципиальной особенностью системы денежного обращения в капиталистических странах является практически полное отсутствие разделения наличного и безналичного оборота; безналичные и наличные деньги имеют равную покупательную способность; перелив из одной формы в другую обусловлен реальными потребностями экономических агентов. Таким образом, регулируется совокупная денежная масса, а не ее составляющие. Единство денежного обращения, взаимодействие денежного рынка с рынком товаров и производством делает процентные ставки регулятором деловой активности, дает в руки государства эффективный инструмент.

Денежно-кредитная политика, основным проводником которой, как правило, является ЦБ, должна главным образом воздействовать на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задач преследует цель: стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Согласно уставу любой ЦБ обычно отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо формируется на основе приоритетов правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-кредитной политики, как правило, четко определены. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним лишь общую макроэкономическую политику.

Различают «узкую» и «широкую» денежно-кредитную политику. Под узкой политикой подразумевают достижение оптимального валютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика преследует своей целью борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов кредитного контроля регулируются ликвидность банковской системы и долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и соответственно с финансированием госбюджета.

О admin

x

Check Also

Русское Финансовое Общество

(по информации на 08.06.2017) ООО НКО Русское финансовое общество небольшой московский финансовый институт, специализирующийся на расчетно-кассовом обслуживании юрлиц и индивидуальных предпринимателей. НКО также активно проводит валютные и конверсионные операции. Контролируется физическими лицами, в том числе ...

Основные задачи и принципы деятельности ЦБ России

Open Library — открытая библиотека учебной информации Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям. Финансы Основные задачи и принципы деятельности ЦБ России III. Специализированные кредитно-финансовые учреждения, страховые ...

Правовой статус ЦБ — Правовой статус ЦБ россии Введение

Общим признаком, характеризующим правовое положение Банка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является приданный ему статус юридического лица, основанного на федеральной собственности. Поэтому закрепленный в Федеральном законе ...

Основные нормативные акты

Основные нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность: 395-1 – главный федеральный закон о банках и банковской деятельности, дает понятия «кредитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская группа», «банковский холдинг», «банковские операции», «вклад», «вкладчик», устанавливает величину минимального ...

Регистрация АО (ПАО) в 2018 году, ЦБ Регистр

Государственная регистрация акционерного общества является обязательным этапом создания акционерного общества как юридического лица. Именно с момента регистрации акционерное общество приобретает права и несет обязанности юридического лица. Акционерное общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную ...

Самые богатые банкиры России, Банковское обозрение

Сфера финансовых интересов Деловой журнал «Банковское обозрение» подготовил первый рейтинг самых богатых собственников и совладельцев российских банков, для которых доля в банковском бизнесе занимает более 50% личных активов. Среди персон, попавших в рейтинг, не только ...

Вклады ЮГ-Инвестбанка в Краснодаре — проценты и условия по депозитам для физических лиц в 2018 году

Официальный сайт банка www.invb.ru Пополнения вклада: ДА возможно, но есть ограничения: минимальная сумма срок внесения пополнения 200 долларов; в течение первых 180 дней после оформления договора Досрочное расторжение договора: на льготных условиях в зависимости от ...

Инструкция ЦБ РФ от 02 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 24.05.2015) О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16965) ...

Организационная структура ЦБ РФ и статус по Конституции

Организационная структура ЦБ РФ и статус по Конституции Организационная структура ЦБ РФ определяется теми многообразными задачами, которые возложены на регулятора банковской системы законодательством РФ. Функции и структура ЦБ РФ постоянно расширяются, это отражается и на ...

Вопрос 2

Центральный банк РФ является главным банком в банковской системе России. Для осуществления своих целей — защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской системы, обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы – Банк России ...

ЦБ РФ: каких клиентов банкам считать сомнительными и тщательно проверять

ЦБ РФ: каких клиентов банкам считать сомнительными и тщательно проверять Наряду с налоговым органом хозяйственную деятельность налогоплательщиков и уплату налогов и взносов теперь контролируют еще и банки. В ходе проверки клиента банки могут запрашивать дополнительные ...

Центробанк спросил совета

Приведение уставов ООО в соответствие с Законом от 30.12.2008 года № 312-ФЗ Одним из факторов, стимулирующих рост популярности этого явления в России, является свобода общения. Но так ли свободно это поле от законодательных ограничений? Может ...

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

Курсовая работа: Взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерческими банками и другими кредитными организациями ИНСТИТУТ ЕВРОПЕЙСКАЯ БИЗНЕС — ШКОЛА — КАЛИНИНГРАД Банковская система зарубежных стран «Взаимоотношения Центрального банка РФ с коммерческими банками и другими кредитными организациями» ...

Дополнительный выпуск наличных денег в оборот; ( №86)

Дополнительный выпуск наличных денег в оборот; (ст.29 №86) 3. Характерными признаками банковской системы РФ в настоя­щее время являются: Наличие двухуровневой банковской системы (Центральный банк РФ — кредитные организации); Формальная независимость ЦБ РФ от органов государственной ...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ — Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований

Банковская система это совокупность действующих в стране банков, кредитных учреждений и отдельных экономических организаций, выполняющих банковские операции. Кроме того, в банковскую систему входят специализированные организации, обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений: расчетно-кассовые и клиринговые центры, ...

Банковское право право СОТ 1 Тесты с ответами

Закажи сдачу теста онлайн и получи нужный балл! МФПА, СПбГТИ ФЭМ, СПбПУ ПиК, МИЭП, МИБД, МФПИ, ГЭИТИ, ГУ (Екатеринбург), МНЭПУ, ИММиФ и другие вузы Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн! СОТ ...

[001] | [002] | [003] | [004] | [005] | [006] | [007] | [008] | [009] | [010] | [011] | [012] | [013] | [014] | [015] | [016] | [017] | [018] | [019] | [020] | [021] | [022] | [023] | [024] | [025] | [026] | [027] | [028] | [029] | [030] | [031] | [032] | [033] | [034] | [035] | [036] | [037] | [038] | [039] | [040] | [041] | [042] | [043] | [044] | [045] | [046] | [047] | [048] | [049] | [050] | [051] | [052] | [053] | [054] | [055] | [056] | [057] | [058] | [059] | [060] | [061] | [062] | [063] | [064] | [065] | [066] | [067] | [068] | [069] | [070] | [071] | [072] | [073] | [074] | [075] | [076] | [077] | [078] | [079] | [080] | [081] | [082] | [083] | [084] | [085] | [086] | [087] | [088] | [089] | [090] | [091] | [092] | [093] | [094] | [095] | [096] | [097] | [098] | [099] | [100] | [101] | [102] | [103] | [104] | [105] | [106] | [107] | [108] | [109] | [110] | [111] | [112] | [113] | [114] | [115] | [116] | [117] | [118] | [119] | [120] | [121] | [122] | [123] | [124] | [125] | [126] | [127] | [128] | [129] | [130] | [131] | [132] | [133] | [134] | [135] | [136] | [137] | [138] | [139] | [140] | [141] | [142] | [143] | [144] | [145] | [146] | [147] | [148] | [149] | [150] | [151] | [152] | [153] | [154] | [155] | [156] | [157] | [158] | [159] | [160] | [161] | [162] | [163] | [164] | [165] | [166] | [167] | [168] | [169] | [170] | [171] | [172] | [173] | [174] | [175] | [176] | [177] | [178] | [179] | [180] | [181] | [182] | [183] | [184] | [185] | [186] | [187] | [188] | [189] | [190] | [191] | [192] | [193] | [194] | [195] | [196] | [197] | [198] | [199] | [200] | [201] | [202] | [203]