Что такое валютный резидент и как поправка к закону РФ о валютном контроле повлияет на россиян живущих за границей
Россиянам, которые большую часть времени проводят за рубежом, будет полезно узнать, что в Российской Федерации, в отличие от большинства иных государств, наряду с налоговым резидентством существует еще и валютное. И если с налоговым резидентством все более-менее ясно, то для чего существует валютное так сразу и не скажешь.
На первый взгляд, это просто: живешь в России валютный резидент. Захотел открыть счет в иностранном банке отчитайся перед родной налоговой. Но дальше начинаются сложности.
Живете вы, предположим, за рубежами родины уже некоторое время, руководите бизнесом или, скажем, просто много путешествуете, и вынуждены открыть счет в иностранном банке для удобства. И, предположим, что круглый год вы находитесь вне России, однако, на новогодние праздники родственники и друзья зовут в гости. В таком случае перед вами встает дилемма — либо ехать на родину и попасть под радар органов налогового контроля, либо отказаться от идеи посетить Россию в целом.
Ведь, на данный момент, как только вы пересекаете границу России, вы становитесь валютным резидентом РФ, и следовательно, лицом, на которое распространяются обязательства, налагаемые законодательством о валютном регулировании.
Налоговое законодательство Российской Федерации может быть признано user friendly с большой натяжкой — написано оно замысловато, оперирует большим количеством сложносоставных конструкций, понять его неспециалисту проблематично. Напоминает ситуацию с секретным знанием, выносить которое за пределы узкого круга посвященных нельзя.
Как нельзя, например, понять, почему годами живущий и работающий в Великобритании россиянин становится валютным резидентом РФ при нахождении в стране всего один день, и должен отчитаться перед налоговой о том, какие счета он не только открывает, но и закрывает в английских банках, как и куда двигаются средства на этих счетах. Или почему такой гражданин не может получить на свой счет более 5000 долларов США от другого такого же гражданина со счета в российском банке, но при этом обязан зачислять прибыль от продажи недвижимости, расположенной за рубежом, именно в российские банки и никакие другие.
Все мы также хорошо помним, что незнание закона не освобождает от ответственности. Вот и Федеральная Налоговая Служба, в своем письме за июль этого года, любезно напоминает нам, чем чревато нарушение налогового законодательства вообще, а в частности, нарушения, допущенные при осуществлении валютных операций. А чреваты они штрафами от 3/4 до 100% размера суммы валютной операции, не понравившейся ФСН. Риски несоблюдения законодательства, таким образом, очевидны чуть более, чем полностью.
Но вот то, о чем так долго говорили, наконец-то свершилось! Более года спустя после начала работы над законопроектом No287822-7 О внесении изменений в Федеральный закон О валютном регулировании и валютном контроле , он отправляется в Госдуму. Ожидается, что Госдума проголосует за него в текущем ноябре, и уже с 1 января 2018 нас ждет либерализация налогового законодательства. Пусть частичная, пусть запоздалая, но либерализация.
Как новый закон о валютных операциях повлияет на живущих за рубежом более полугода россиян?
Законопроект No287822-7 призван привести налоговое и валютное резидентство для физических лиц к единому знаменателю. В частности, будет установлено, что статус валютного резидента РФ будет возникать у физического лица, пребывавшего за рубежом более 183 дней одного календарного года — вне зависимости от количества въездов на территорию РФ. Еще одним приятным довеском следует то, что правило 183+1 день будет распространяться и на наших граждан, проживших подобный временной отрезок вне родины еще в 2017 году.
С начала января 2018 года можно будет рассчитываться за приобретенные на территории РФ товары и услуги банковской картой, эмитированной заграничным банком за пределами нашей страны. Теперь законным станет и зачисление на свои зарубежные счета доходов от продажи нерезидентам, принадлежащих вам и зарегистрированных за границей авто, и недвижимости. Правда, в том, что касается недвижимости, вводится очередное ограничение, — такая недвижимость должна располагаться на территории страны-члена ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), либо ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег), как и банк, на счет которого будут зачисляться средства.
Снимается запрет на взаиморасчеты в валюте и между российскими гражданами, прожившими за границей более 183 дней в году. Важно, что уведомлять ФНС об иностранных счетах и движении средств по ним для таких граждан теперь не является необходимым.
Предполагается еще и отмена штрафов за запрещенные валютные операции, а также за операции, совершенные до 31 декабря 2014 года, отчеты о которых так и не были предоставлены ФНС. Но давайте все же сперва дождемся голосования депутатов Думы.
Отечественный законодатель, вероятно, боялся, что его сочтут мягкотелым, а потому на отмену ограничений не решился. И в виде изменений к закону нам достается по сути инструментарий, расширяющий возможности для их обхода. Не лишен он и недостатков другого рода.
Из текста законопроекта не ясно, каким образом будут исчисляться 183 дня, проведенные за рубежом, в нем нет конкретики касательно документов, необходимых для подтверждения такого пребывания. Памятуя о российских реалиях, следует ожидать, что чиновники сумеют сделать перечень таких документов довольно обширным.
Для тех же, кто пробыл за рубежом 183 дня и менее, в лучшую сторону не изменилось ничего. Они по-прежнему несут все бремя ответственности и им придется отчитаться о движении средств по иностранным счетам до 1 июня 2018 года.
Но и это еще не конец претензий. По-прежнему под запретом для зачисления остаются: средства, вырученные от продажи недвижимости в странах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ; от продажи ценных бумаг, погашение еврооблигаций, торговли деривативами; деньги, полученные в качестве прибыли от участия в фондах и трастах, но не являющиеся дивидендами; денежные средства, полученные в качестве оплаты за предоставленные услуги; погашение кредитов и процентов за пользование кредитами; продажа отличного от автомобилей транспорта и движимого имущества техники, предметов искусств, яхт, самолетов.
Законопроект, таким образом, не решает иную, фундаментальную проблему, — отток обладающих деньгами граждан за рубеж и потенциальный отказ от гражданства РФ, что для современной России губительно. Отток граждан знаменует собой отток денежных средств и вливание их в иные экономики с прозрачными и понятными правилами. С сожалением можно констатировать, что законопроект No287822-7 является, в лучшем случае, полумерой, к тому же еще и запоздалой. Учитывая современные возможности для получения заинтересованными лицами второго гражданства, а также его полную анонимность, такая перспектива не теряет своей привлекательности для состоятельных господ, умеющих распоряжаться деньгами и знающих пути их преумножения.
Стоит также иметь в виду, что для того, чтобы иметь возможность проживать за пределами РФ и не считаться в глазах закона валютными резидентом, необходимо стечение определенных обстоятельств. Для этого потребуется ВНЖ в другой стране, рабочая или учебная виза, либо второе гражданство.
Сложно представить, что новеллы закона о валютных операциях существенно повлияют на обладателей второго паспорта. Как и прежде, под вывеской либерализации налогового законодательства мы получаем новый, еще более витиеватый механизм, разобраться в котором человеку, далекому от юриспруденции и банковского дела, будет просто не под силу. Наряду с по-настоящему ценными нововведениями этот законопроект, в своем нынешнем виде, содержит целый ряд дополнительных обременений для физических лиц, явно не способствующих преображению взаимоотношений между налогоплательщиком и государством в доверительные.
Сейчас в мире существует более 20 стран, официально привлекающих деньги в собственные экономики путем предоставления гражданства или вида на жительство в обмен на инвестиции от иностранных граждан. Программы эти выгодны и легкодоступны для россиян, а количество плюсов, сопровождающих получение второго гражданства, существенно превышает потенциальные риски.
Кристина Ружило иммиграционный эксперт, управляющий партнер компании Мигронис