После подачи заявки на кредит у будущего заемщика начинает сложный период ; ожидание одобрения кредита банком. В зависимости от вида кредита и запрашиваемой суммы время ожидания может варьироваться от пары минут до пары недель. В этот период банк тщательно проверяет своего клиента: сверяет указанные данные, запрашивает кредитную историю из БКИ, анализирует платежеспособность, проверяет на мошенничество и проч. При возникновении вопросов кредитные эксперты лично связываются с заемщиком для беседы по телефону или делают дополнительные запросы через сотрудника, принявшего заявку.
Если дело идет об экспресс-кредитах, весь процесс рассмотрения укладывается в несколько минут. Банк особо сильно не старается проверить данные и выдает подобные займы на основе скорингового решения. Вероятность риска невыплаты закладывается в ставку, которые значительно выше, чем по стандартным предложениям. Если дело касается больших сумм на длительные сроки, то проверка может затянуться на несколько недель
Время ожидания зависит от типа кредита и кредитного учреждения:
- Потребительские кредиты на товары от банка. Они оформляются обычно на торговых точках. Время от подачи заявки до получения ответа обычно составляет 15-20 минут. За этот период данные клиента проходят скоринговую оценку и выносится решение. В отдельных случаях указанные в заявке контакты могут прозваниваться службой безопасности банка. Потребкредиты на товар выдаются в день обращения. Это позволяет заемщику быстро оформить в кредит нужную вещь прямо в магазине по одному паспорту и оплатить ее в течение указанного времени.
- Экспресс-кредиты. Это кредит наличными, который можно получить также в течение нескольких минут на стойках продаж в торговых центрах или в офисах банка. Заявки подаются по одному паспорту и рассматриваются в течение нескольких минут. Суммы здесь, как правило, небольшие, поэтому риски невыплаты закладывают в процентную ставку, которая может быть довольно большой. Быстрым кредитованием занимаются банки, МФО, различные кооперативы, ломбарды и проч.
- Стандартные потребительские кредиты. Они оформляются в отделениях банка. Для подачи заявки клиент должен предоставить полный пакет документов, куда, кроме паспорта, могут входить: справка о доходах, копия трудовой книжки, загранпаспорт, ПТС и проч. После подачи заявка банк начинает изучать предоставленные документы в течение 1-5 дней и выносит решение. Если решение положительное, то клиенту озвучиваются условия, подписывается договор и выдаются деньги.
- Автокредит. Данный кредит может рассматриваться как за один день, так и в течение нескольких дней. Здесь все зависит от первого взноса и суммы кредита. Если клиент делает 10% первый взнос, но при этом покупает авто за пару миллионов рублей, то однозначно банк его будет проверять «по-полной» и на это уйдет несколько дней. Если клиент приобретает авто с первым взносом в 50%, то банк выдаст ему кредит по скоринговому решению в течение 15 минут.
- Ипотека. Это самый долгосрочный вид кредитования на крупную сумму. Банк должен не только убедиться в текущей платежеспособности, но спрогнозировать ее на несколько лет вперед. Кроме основного заемщика в ипотеке могут присутствовать и созаемщики, и поручители, которых банк также обязан проверить. В зависимости от загруженности кредитного отдела и сложности сделки ипотечные заявки могут рассматриваться в течение 3-15 дней. Поле вынесения положительного решение процесс сделки продолжается: согласовывается недвижимость, делается закладная, подписываются документы, сделка регистрируется в госреестре, страхуется и оценивается приобретаемый объект и проч. Это все может затягивать не на один месяц. Такой процесс касается и залоговых кредитов на большие суммы.
Зачастую, подав заявку на кредит, заемщик не получает ответа. Это может быть связано с несколькими причинами:
- Заявка затерялась. Такое случаеться при сбое системы, когда первичная заявка «зависает» и кредитные специалисты ее не получают на рассмотрении. Или же в процессе скоринга долго запрашивается информация из БКИ и проч.
- Пришел отказ. Система оповещения может не сработать, а сотрудник, заводивший заявку, просто о ней забыл.
- Безответственность сотрудников банка. Если сотрудник видит, что клиенту пришел отказ, то он переходит на обслуживание следующего клиента, а про этого забывает. В идеале сотрудники должны и сообщать клиентам о любом решении, но на деле этого часто не происходит.
- Банк получил неполные данные от клиента, поэтому выдать решения ему не может. Например, банк запросил справку о доходах, а клиент ее не смог предоставить.
Основной признак – это отсутствие действий со стороны банка. Кредитор заинтересован в выдаче кредита. Если решение положительное, то клиенту не только напишут об этом СМС, но и позвонят, и не раз пригласят за деньгами. Если клиент не внушает доверия или решение о предоставлении ему кредита отрицательное, то банк не будет себя утруждать поиском контакта с несостоявшимся заемщиком.
В любом случае, не нужно ждать решения одного конкретного банка. Можно конечно написать и звонить на горячую линию. Однако, сотрудника, который может дать ответ по вашей заявке может не быть. Можно подать заявку на кредит сразу в несколько банков, например в указанные ниже.