Электросчетчик – это сложный технический прибор, срок службы которого ограничен. Когда электросчетчик перестает удовлетворять требованиям нормативных актов, его необходимо заменить на новый.
Мы рассмотрим в этой статье за чей счет производится замена счетчика и какими нормативными актами регулируется этот процесс.
В числе прочих коммунальных услуг каждый человек, проживающий в квартире, в соответствии с заключенным возмездным договором потребления электрической энергии, является потребителем услуги электроснабжения. Электроэнергия, поступая по сетям электроснабжения, подходит к многовартирному дому и распределяется по квартирам, используя внутридомовые электрические сети.
На входе сетей в квартиру установлен счетчик электрической энергии, осуществляющий учет потребленной в данной квартире электроэнергии. Расчет по договору за потребленную энергию производится на основании показаний счетчика, отсюда видна исключительная важность исправности данного прибора для осуществления договорных обязательств.
Особенности договора электроснабжения разбираются в Гражданском Кодексе, согласно которому соглашение, на основании которого энергоснабжающая организация обязуется осуществлять услуги по поставке потребителю электрической энергии соответствующего качества посредством присоединенной сети электроснабжения, а потребитель обязуется оплатить эти услуги по согласованному тарифу, назвается Договором электроснабжения.
Счетчик электроэнергии, как сказано в Постановлении Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, является прибором учета, который осуществляет измерение потребленного объема электроэнергии в каждой квартире.
В каких законодательных актах указывается за чей счет производится замена электросчетчика? Нормы замены электросчетчиков изложены в Федеральном законе № 61-ФЗ от 23 ноября 2009 года, где определены нормы и действия для соответствия дома требованиям энергетической безопасности и эффективности, а также оснащенности домовых сетей приборами учета.
Определение неисправных счетчиков, которые ввиду своего технического состояния не соответствуют требованиям нормативов, также возложено на собственника. Очевидно, что выявленные в ходе осмотра неисправные счетчики должны быть заменены в кратчайшее время.
Выявление неисправных и подлежащих замене счетчиков электрической энергии проводится специалистами в ходе энергетического обследования дома. Замена же приборов учета производится специалистами энергоснабжающей организации по заявлению собственника дома или управляющей компании.
Какие документы для замены электросчетчика необходимы
Заявление на замену счетчика подразумевает наличие следующих данных:
- Название документа, то есть «Заявление».
- Дата составления и город составления заявления.
- Адрес, по которому требуется произвести замену счетчика.
- Наименование организации заказчика (управляющей компании, жилищного товарищества, ЖСК) с расшифровкой названия, указанием электронного адреса, почтового адреса, номера контактного телефона.
- Данные о местоположении прибора учета и о его характеристиках.
- Должны быть перечислены технические требования к новому счетчику.
- Данные имеющегося договора электроснабжения.
- Какие еще документы могут потребоваться для замены счетчика.
Для инициирования процесса замены счетчика одного лишь заявления будет недостаточно.
Кроме этого, у собственника или его представителя могут спросить следующие документы:
- Паспорт заявителя или представителя. Если документы отдает представитель, у него на руках должна быть доверенность, оформленная нотариально.
- Документы, подтверждающие право собственности на данный дом, в котором будут произведены работы по замене счетчика.
Предоставив в энергоснабжающую организацию все требуемые документы, их проверят и вынесут решение о замене счетчика.
Собственнику назначается дата и время, когда специалисты энергоснабжающей организации произведут замену. После работ по замене счетчика составляется Акт замены, он подписывается исполнителем и заказчиком.
В акте о замене должна быть указана следующая информация:
- Адрес дома, где произведена замена.
- Место установки счетчика (номер квартиры).
- Характеристики счетчика, подлежащего замене: его тип, год изготовления, завод изготовления, показания на момент замены.
- Характеристики нового счетчика, установленного на место старого.
- Дата, когда была произведена замена.
- Наименование организации, силами которой были произведены работы по замене.
Специалист организации приезжает на замену прибора с актом замены в двух экземплярах: один остается у него, второй он передает заказчику.
Для того чтобы установленный прибор учета был допущен к эксплуатации, он должен быть опломбирован. Пломбировка производится тем же специалистом, который устанавливал счетчик.
Перед пломбировкой необходимо убедиться, что установленный счетчик имеет документы, согласно которым поверка счетчика была произведена перед установкой и срок поверки еще не вышел.
Собственник должен сразу же представить полученный акт опломбирования в расчетный центр снабжающей организации для перерасчета стоимости полученного объема электроэнергии.
Все действия по замене счетчиков регламентированы требованиями гражданского законодательства.
Так, в ГК РФ указано, что замена счетчиков электричества для абонентов, использующих энергию для бытовых целей, должна осуществляться силами организации, с которой у собственника заключен договор на электроснабжение.
Организация, снабжающая дома электричеством, должна в соответствии со статьей 543 часть 2 Гражданского кодекса РФ осуществлять снабжение, сохраняя безопасность имеющихся сетей электроснабжения и надлежащее состояние приборов учета электричества, которые размещены в точках входа сетей в дом. Отсюда очевидно, что замена счетчиков должна производиться за счет этой обслуживающей организации. Заявления на замену приборов учета обрабатываются достаточно быстро, поэтому замена счетчиков производится в приоритетном порядке.