Налог на старые автомобили в России повысят
Минфин выступил с новой инициативой, предлагая увеличить налог на старые автомобили. В случае поддержки она придется по душе производителям грузового и общественного транспорта, но заставит предпринимателей-перевозчиков туже затянуть пояса.
Обнови или проиграешь!
Предложение ведомства уже прошло публичное обсуждение после публикации законопроекта на едином портале. Корректировками в статьи 361 и 362 Налогового кодекса чиновники попытаются заставить владельцев коммерческого транспорта обновить автопарк старых автобусов и грузовых машин .
Ни точный срок эксплуатации транспорта (10, 15 или больше лет), подпадающего под увеличенные ставки, ни каким будет новый налог на старые автомобили в 2018 году, если законопроект подпишут, пока неизвестны. Возможно, коэффициент для расчета будет определяться классом авто.
В информационной записке поясняется, что фактически инициатива по выводу из эксплуатации старых авто направлена:
- на увеличение доходной части региональных бюджетов;
- на уменьшение количества вредных выбросов в атмосферу и улучшение экологической обстановки в каждом конкретном городе;
- на поддержку производителей машин для транспортировки грузов и пассажиров.
На данный момент изменение ставок транспортной пошлины или освобождение от ее уплаты отдельных категорий граждан – прерогатива местных властей. Так, в Ярославле депутаты освободили от налогового платежа все многодетные семьи, проживающие в области, а также инвалидов 1 группы, которые участвовали в боевых действиях, и Героев Советского Союза (хотя последних в области и нет).
Федеральные чиновники хотят сделать транспортный налог на старые автомобили единым по всей стране.
Сторонники и противники
По понятным причинам, предложение было тепло встречено производителями. По данным Камаза и ГАЗа, в большинстве коммерческих компаний, осуществляющих грузовые или пассажирские перевозки, автопарк представлен старыми машинами. Нередко количество 15-20-летних старушек превышает половину балансовой принадлежности компании.
Старые машины не только ухудшают экологию, но и не гарантируют необходимого уровня безопасности. Производители уверены, что повышение транспортного налога на автомобили старше 10 лет – это еще мягкая мера, которая стимулирует перевозчиков обновить парк современным транспортом, имеющим более высокий класс экологичности и надежности.
Хочется верить, что будут услышаны и сами перевозчики. А они сетуют на то, что эксплуатируют старые машины вовсе не потому, что не хотят закупать новые. Просто финансовой возможности нет, ведь, например, даже за подержанный Камаз-6520 2014 года выпуска придется выложить 2 миллиона рублей.
Компании, осуществляющие коммерческие грузовые и пассажирские перевозки, убеждены, что повышенный налог на старые автомобили в России – плохое решение озвученных проблем. При введении новых ставок перевозчики автоматически увеличат стоимость оказываемых услуг, которые и так возросли после введения платного проезда за движение по федеральным трассам. Всё это в конечном счете отразится исключительно на кошельках потребителей.
Темнота в конце туннеля
Пока непонятно, планируется ли включить в черный список на вынужденное обновление старые большегрузы. Если это случится, то владельцам некоторых из них придется совсем туго. Как известно, депутаты не стали отменять транспортный налог для машин массой более 12 тонн (проект по отмене транспортного налога для большегрузов), а отложили окончательное рассмотрение вопроса о сокращении размера взноса за систему Платон на октябрь.
Интересно, что Минфин выступил с предложением об увеличении сборов за старые авто за несколько дней до того, как депутаты Госдумы в очередной раз предложили и вовсе отменить транспортный налог, повысив топливные акцизы. Авторы законопроекта, внесенного в нижнюю палату парламента, ссылаются на опыт других стран, напоминают о стопроцентной собираемости налога и упирают на социальную справедливость – кто много ездит на мощном авто, тот платит больше. Но по экспертным оценкам, акциз как косвенный тип налога, фактически переложенный на покупателей топлива, станет и политической, и экономической ошибкой. С начала года акцизы на бензин повышались дважды, но бюджетные бреши с их помощью закрыть не удалось.
О том, что ждать отмены транспортного налога на федеральном уровне не стоит, однозначно высказался премьер Медведев. Он напомнил, что в случае упразднения налога на транспорт региональные бюджеты недополучат в общей сложности 146 миллиардов рублей.