11 июля память бессребреников Кира и Иоанна, крапивное заговенье, традиции и народные приметы
11 июля в древние времена было принято называть Крапивным заговеньем. Данное прозвище этот день получил за то, что крапива постепенно лишалась своих целебных свойств. Поэтому хозяйки традиционно варили зеленые щи с использованием крапивы. Также в этот день отмечается память мучеников, бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна. А православные же на 11 июля Крапивное заговенье чествовали икону Божьей Матери Троеручницы.
Память мучеников, бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна
Святой Кир жил в Александрии и работал врачом. Бессребреником от был назван за то, что никому не отказывал в помощи, вне зависимости от сословия, именитости, наличия или отсутствия денег. Будучи последователем христианского учения, Кир также проповедовал, стремясь привлечь язычников на сторону истинного бога. В период правления Диоклетиана христиане подвергались жестоким гонениям и Кир был вынужден уйти жить в пустыню и стал отшельником. За упорство в вере он был наделен Богом даром исцеления и продолжил принимать всех страждущих.
Иоанн тоже был христианином и, услышав о чудесах, творимых Киром, решил к нему присоединиться. Он искал его сперва в Александрии, а затем и в Аравии, где проникся учением Христа еще глубже и стал верным последователем Кира. Бессребреники Кир и Иоанн проводили время в молитвах и в наставлениях на путь истинный тех, кто к ним обращался. Не забывал Кир и о своей врачебной деятельности.
Гонения становились все страшнее и бессребреники Кир и Иоанн узнали, что местная власть схватила и поместила в темницу христианку Афанасию вместе с ее тремя юными дочерьми. После посещения мучениц в темнице Кир и Иоанн также были арестованы и подвергнуты пыткам. Правителя взбесил тот факт, что святые смогли не только проникнуть в темницу, но и поддержать женщину и девочек так, что даже самая маленькая из них, которой на момент ареста было всего 11 лет, под пытками не отреклась от веры.
В 717 году византийский император Лев Исавр повелел уничтожать христиан и святые лики. Множество уникальных и древних икон в те времена были преданы огню. Верующих жестоко пытали, а затем предавали смертной казни.
Единственный город, куда не могли добраться язычники до христианских святынь, был Дамаск, где большая часть населения исповедовала мусульманскую веру. Христиан лично опекал и защищал преподобный Иоанн, бывший советником главы города. Иоанн Дамаскин, праведный христианин, был несправедливо обвинен в государственной измене. Император повелел отрубить Иоанну правую кисть и повесить ее на центральной площади в качестве поучения пожелавшим устроить измену.
Вечером Иоанн просил аудиенции у императора. Остывший после гнева император дозволил Иоанну Дамаскину забрать свою руку. Иоанн затворился в своем жилище и стал истово молиться святому лику Богоматери, после чего приложил обрубок к локтю и просил Матерь Божью исцелить его увечье.
Во сне ему явилась Богородица и возвестила о чудесном его исцелении и наказала этой рукой совершать отныне лишь богоугодные свершения. Очнувшись от сна, Иоанн с изумлением обнаружил, что его рука находится на прежнем месте. В знак искренней любви и признательности Иоанн тут же сочинил хвалебную песню Богоматери. Песня эта называется О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь.
Позже эту песню стали применять в качестве задостойника литургии Василию Великому. Также Иоанн приложил к нижней части чудотворной иконы третью руку, изготовленную из чистого серебра. Отныне икона, коей молился Иоанн, получила прозвание Троеручица и 11 июля Крапивное заговенье это именно ее день.
• Крапиву высушивали и вешали в домах, скотных дворах и иных хозяйственных пристройках, дабы уберечь себя и свое имущество от происков нечистой силы.
• Выметали дома и дворы вениками из крапивы, дабы изгнать чертей со двора. Сушеные листья в этот день полагалось сжигать, дабы крапивный дым защитил от дурного сглаза и порчи.
• Больным клали высушенные листья крапивы у изголовья, дабы хворь поскорее покинула тело.
• Кудесницы пряли из высушенной крапивы специальные пояса, считавшиеся средством для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.
• Делались специальные ладанки с кусочками крапивы. Считалось, что такая ладанка защитит женщину от лихих людей и насильников.
• Женщины мыли голову настоем крапивы, дабы укрепить корни волос и придать им здоровый блеск.
На 11 июля Крапивное заговенье воспрещалось косить траву. Считалось, что нарушение этого запрета может навлечь большие беды. Вообще работать в этот день не приветствовалось и считалось тяжким грехом.
Ночью принимались искать цветок Петрова креста. Существовало поверье, что нашедший обретет крепкое здоровье или излечится от любой хвори, а также станет обладателем несметного богатства. Однако обрести его непросто, ибо нечистая сила насылала на ищущего морок и страх. Девушки и парни до утра 11 июля Крапивное заговенье водили хороводы, пели песни и всячески веселились.
Существовало ряд народных примет, приуроченных к на 11 июля Крапивное заговенье . Так, если в этот день не слышно кукования кукушки, то эта примета предвещала раннюю зиму. Если листва с деревьев начинала опадать, значит в сентябре деревья останется без единого листочка.
Именинники 11 июля (Крапивное заговенье, память мучеников, бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна) Павел, Иосиф, Василий, Герман.