Нормы расхода топлива и ГСМ на 2018 год — приказ Минтранса РФ в последней редакции
Нормативы, установленные Минтрансом для списания горюче-смазочным материалов, носят рекомендательный характер. Тем не менее, на них имеет смысл ориентироваться, чтобы соблюдать главное требование налоговиков в отношении расходов – их экономическую обоснованность. То есть превышение норм должно быть оправдано особенностями деятельности. Представляем нормы расхода топлива на 2018 год — приказ Минтранса РФ в последней редакции.
Нормативные показатели для списания топлива Минтранс отразил в своем распоряжении от 14.03.2008 № АМ-23-р. Документ регулярно обновляется, причем изменения касаются не только появления новых моделей автотранспорта, но и применения повышающих коэффициентов к нормам. Так, например, последнее изменение коснулось коэффициента для городов-миллионников. Теперь по транспорту, который эксплуатируется в городе с населением более 5 млн. человек, норма для топлива увеличивается на 35%, а если в городе эксплуатации население составляет от 1 до 5 млн. человек, то норма повышается на 25%.
Немного изменился подход к нормированию топлива при различном сроке эксплуатации автомобиля. Сейчас критерий по пробегу и возрасту можно применять (использовать повышающий коэффициент к норме) после достижения одного из признаков (раньше требовалось одновременное выполнение условия и по пробегу и по возрасту):
- пробег свыше 100 тыс. км или возраст старше 5 лет – до 5%;
- пробег свыше 150 тыс. км или возраст старше 8 лет – до 10%.
Последний раз изменения в нормы по ГСМ вносились в июле 2015 года распоряжением № НА-80-р. Но так как на российском авторынке регулярно появляются новые модели транспортных средств, если какая-то модель не будет обнаружена предпринимателем или ИП в перечне, то следует руководствоваться теми нормами, которые наиболее близки по техническим характеристикам к отсутствующей в распоряжении единице техники. Также можно ориентироваться на данные завода-изготовителя, описанные в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Подробнее о том, как учитывать стоимость ГСМ в налоговом учете при УСН в статье «Горюче-смазочные материалы».
Различают такие разновидности нормирования расхода ГСМ:
- базовая норма (исчисляется в литрах на каждые 100 км пути, при этом учитывается средняя загрузка транспортного средства);
- транспортная норма (как и базовая, исчисляется в литрах на 100 км пути при проведении транспортной работы);
- автобусная (где учитывается масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
- самосвальная (где учитывается масса и нормативная загрузка);
- транспортная норма в литрах и тонно-километрах (для грузовых автомобилей).
Последняя редакция приказа Минтранса о нормах ГСМ
Базовая норма расхода ГСМ — рекомендуемый Минтрансом объем в 2018 году
Базовая норма устанавливает объем топлива, который расходует транспортное средство на сотню км пробега. Вычисление базовой нормы опирается на данные о конструкции транспортной единицы, ее назначении, массе в снаряженном состоянии, виде топлива и на другие данные.
Базовая норма обязательно корректируется с учетом таким факторов:
- сезонность (зимой расход повышается);
- высота над уровнем моря, где используется транспортное средство (норма для дорог высокогорья, например, на 20% выше);
- качество дорог (учитывается множество факторов вплоть до количества поворотов);
- возраст автотранспорта (чем старше, тем расход больше);
- другое.
Норма расхода ГСМ по маркам автомобилей в 2018 году
В законодательном акте нормы сгруппированы по видам транспортных средств:
Каждая из этих групп делится на транспорт нашего и зарубежного производства.
Далее каждая группа содержит нормы отдельно по конкретным моделям движимого имущества.
Как на предприятии сформировать приказ по требованиям Минтранса на нормы расхода топлива на 2018 год?
Независимо от того, отличается или нет тот расход топлива, по которому списывается в затраты стоимость ГСМ, от нормируемого Минтрансом, предприятие или ИП должно отразить основные принципы списания топлива в приказе или в учетной политике.
При этом отклонения от норм Минтранса следует обосновать, чтобы налоговики не смогли предъявить претензии в экономической необоснованности расхода.
Нормативный расход топлива в распоряжении Минтранса указывается только для транспортных средств «в движении». Расход для хозяйственных нужд, не связанных с основным техпроцессом (например, технические или гаражные нужды), устанавливается отдельно. Рекомендуемые показатели частично приведены в приложении 4 к распоряжению Минтранса. Этот момент также следует отразить в учетной политике или приказе, утверждающем нормы списания.
Увеличивает нормативы и использование дополнительного оборудования. Конкретные данные по расходу топлива в этом случае определяются при помощи специализированных научных организаций или данных завода-изготовителя. При этом норма устанавливается в л/час.
Фактически же списывать в расходы стоимость ГСМ требуется на основании путевых листов, заказ-нарядов или иных документов, подтверждающих работу транспортного средства.
Таблицу с нормативными показателями расхода ГСМ вы обнаружите в распоряжении Минтранса, которое вы можете скачать у нас на сайте.
Скачать приказ Минтранса о ГСМ в последней редакции
Также на нашем сайте в разделе «Документы» опубликован приказ о нормах ГСМ . База обновляется каждый день. По ней можно проверить, когда были последние обновления в приказе Минтранса.
Отметим, если организация не является автотранспортной, то нормировать расходы на ГСМ она не обязана, и имеет возможность списывать расходы на топливо в фактическом размере.
В приказе Минтранса есть порядок расчета и все необходимые формулы для всех типов автомобилей.
Приведем порядок расчета расходов на примере легковых машин. Согласно п. 7 раздела II Распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р, для легковых автомобилей нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле: