Многим из нас хоть раз приходилось обращаться в страховую компанию за выплатой возмещения ущерба от ДТП.
Зачастую сумма выплаченного страхового возмещения не удовлетворяет потерпевших. Давайте разберемся, почему так происходит.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа +7 ()
. Это быстро и бесплатно
!
Оглавление:
- Причины малой выплаты
- Что делать, если страховая выплатила меньше, чем требуется?
- Проведение повторной экспертизы
- Как написать претензию в страховую компанию: мало выплатили?
- Если страховая компания мало выплатила по застрахованному имуществу, приобретенному в кредит или лизинг
- Если страховая компания недоплатила при полной гибели автомобиля
- Заключение
<
/blockquote>Причины малой выплаты
Что касается обязательного вида страхования – ОСАГО – с конца 2014 года схема расчета суммы страховой выплаты регулируется Государством. 19.09.2014 г.
Центральным Банком Российской Федерации была введена Единая методика расчета ущерба , полученного в ДТП, которой должны руководствоваться все эксперты при составлении экспертных заключений по ОСАГО. Методика накладывает на экспертов обязанность использовать при расчете специально разработанные справочники стоимости запчастей и нормо-часов.
Таким образом, в соответствии с законодательством, две сметы, составленные разными экспертами должны быть идентичны по сумме. Это значит, что на сегодняшний день у страховой компании нет возможности занизить выплату с помощью калькуляции.
Почему же сумма ущерба в экспертизе, составленной по заказу потерпевшего, частенько отличается от той, что выполнена по поручению страховой компании? Исключая банальную невнимательность и непреднамеренные ошибки эксперта-техника , экспертизы элементарно могут быть составлены по разным актам осмотров.
Мы уже знаем, что согласно Единой методике имея одинаковые вводные данные при составлении калькуляции, два разных эксперта должны рассчитать две совершенно одинаковые суммы. Вместе с тем вводные данные могут различаться.
Дело в том, что эксперт-техник в ходе первичного осмотра автомобиля определяет степень повреждения деталей, вид и объем требуемых ремонтных воздействий. Поскольку все эти характеристики определяются органолептическим способом, акты осмотров, составленные двумя разными экспертами, могут различаться. Причиной тому может служить:
- различные условия осмотра (представление транспортного средства на осмотр в темное время суток или в грязном виде);
- уровень профессиональной квалификации эксперта;
- доступ к скрытым повреждениям (некоторые повреждения, например, можно увидеть, только сняв бампер или подняв машину на подъемнике).
На последнем пункте остановимся подробнее. Часто после получения выплаты от страховой компании, несогласные с выплаченной суммой потерпевшие, заказывают свою экспертизу.
Автомобиль зачастую осматривается на специализированной станции, где у эксперта есть возможность более детально изучить повреждения. В таких актах осмотров порой оказывается описано больше повреждений, чем в акте, составленном на осмотре автомобиля страховой компанией.
Отсюда правило: если в ходе ремонта поврежденного транспортного средства обнаружились скрытые повреждения, пригласите страховую компанию на дополнительный осмотр, так страховая выплата будет больше. Это правило касается и КАСКО.
Еще одна причина занижения размера выплаты по ОСАГО – это исключение части повреждений из итоговой сметы. Согласно п. 1.6 Единой методики в расчет не включаются работы по окраске деталей, имевших на момент ДТП сквозную коррозию или повреждения лакокрасочного покрытия на более чем 25% площади.
Если на автомобиле потерпевшего имеются упомянутые детали, стоимость их окраски Страховщик исключит из калькуляции и сумма выплаты будет меньше. Закон при этом страховая компания не нарушит.
Ну и самая главная причина , сопровождающая обязательное страхование, это износ на заменяемые детали. От этого никуда не деться. Однако стоит понимать, что по полисам, заключенным после 01 октября 2014 года износ не может превышать 50%.
Касательно КАСКО можно назвать аналогичные причины занижения выплаты со стороны страховой компании:
- неучтенные скрытые повреждения;
- износ на заменяемые детали (подавляющее большинство договоров КАСКО заключается на условиях выплаты без учета износа, однако бывают полисы, где выплата производится с износом. Внимательно читайте условия договора перед заключением);
- повреждения, полученные до ДТП или предстраховые повреждения.
Что делать, если страховая выплатила меньше, чем требуется?
Если размер полученного в ДТП ущерба согласно смете, подготовленной по заказу потерпевшего, отличается от того, что выплатила страховая компания, необходимо обратиться к страховщику с досудебной претензией о несогласии с сумой выплаченного страхового возмещения (при условии, что экспертная оценка составлена в соответствии со всеми требования Единой методики).
Если страховая компания выплатила меньше, чем затрачено на ремонт, для начала нужно понять причины. Такое, к сожалению, случается часто.
И если в случае с КАСКО бороться со страховщиком можно путем направления в страховую компанию претензии с приложением документов, подтверждающих фактические затраты на ремонт автомобиля, то по ОСАГО выплаты редко хватает на ремонт даже, если она произведена в соответствии со всеми нормами Закона.
Причина как в износе, применяемом на все заменяемые детали автомобиля (в магазине же нельзя купить запчасти с определенным износом), так в недоработанности справочников с учетом современных рыночных реалий. Уберечься от этого можно только застраховав свой автомобиль по КАСКО.
Проведение повторной экспертизы
Если после получения выплаты страхового возмещения, вы понимаете, что даже с учетом всех объективных обстоятельств, она очень мала, необходимо подготовиться к спору со страховой компанией. Первым этапом для этого станет проведение независимой экспертизы.
Для этого вам нужно обратиться в экспертную организацию, которая готова подготовить для вас заключение о стоимости восстановления поврежденного транспортного средства , соответствующее требованиям законодательства, и договориться о дате осмотра автомобиля.
Как уже упоминалось выше, лучше всего, если этот осмотр будет производиться в условиях специализированной мастерской, где эксперт сможет оценить даже труднодоступные повреждения.
На осмотр необходимо пригласить Страховщика, уведомив его за 3-5 дней телеграммой о дате, времени и месте осмотра. А если страховая выплатила меньше, чем насчитала независимая экспертиза, переходим к следующему этапу.
Как написать претензию в страховую компанию: мало выплатили?
После того как экспертная оценка окажется у вас на руках, можно составить досудебную претензию о несогласии с суммой выплаченного возмещения.
Типичная структура жалобы выглядит следующим образом: сначала необходимо заполнить, так называемую, шапку документа.
В ней указывается наименование страховой компании, включая организационно-правовую форму, ее адрес (либо адрес филиала, если претензия подается не в головную компанию); Ф.И.О. и адрес проживания, контактный телефон потерпевшего, либо его законного представителя.
Озаглавливаем документ текстом: «Досудебная претензия». Далее описываются:
- условия получения ущерба (когда и где произошло ДТП, кто признан виновным);
- обстоятельства взаимодействия со страховщиком (дата подачи документов на выплату, осмотра транспортного средства и размер выплаты полученного страхового возмещения);
- несогласие с суммой выплаты, обоснованное нормами Закона.
Остановимся подробно на последнем пункте. Текст досудебной претензии должен содержать в себе нормативно-правовые акты, обосновывающие требования потерпевшего. В тексте жалобы о занижении суммы выплаты можно опираться на следующие нормы Закона:
- вред, причиненный имуществу потерпевшего, должен быть возмещен в полном объеме (п. 1 ст. 1063 Гражданского кодекса РФ);
- в пределах страховой суммы потерпевший может предъявить требования о возмещении вреда страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность виновника (п. 4 ст. 931 Гражданского кодекса РФ);
- размер ущерба определяется путем составления экспертного заключения, соответствующего требованиям Единой методики (п. 10 ст. 12 Закона ОСАГО);
- при наличии разногласий относительно размера выплаты страхового возмещения, потерпевший направляет в страховую компанию претензию, которая должна быть рассмотрена в течение 5 дней, исключая праздники (п. 1 ст. 16.1 Закона ОСАГО).
К претензии в обязательном порядке прикладываются заверенные копии следующих документов:
- документ, удостоверяющий личность потерпевшего либо его законного представителя;
- документ, подтверждающий имущественный интерес на поврежденное имущество;
- документы, подтверждающие произошедшее событие (справки ГИБДД, извещение о ДТП);
- страховой полис;
- документы, обосновывающие требования о доплате (экспертное заключение).
Обратите внимание, что несоблюдение требований оформления претензии освобождает страховщика от ее рассмотрения.
Претензия в страховую компанию о занижении выплаты образец.
Если страховая компания мало выплатила по застрахованному имуществу, приобретенному в кредит или лизинг
Обычными условиями кредитного договора или договора лизинга является обязанность заемщика или лизингополучателя по оформлению страхового договора от ущерба и хищения, которым является КАСКО.
Выгодоприобретателем (получателем страхового возмещения) по рискам Хищение и Полная гибель в таких договорах страхования, как правило, указывается банк или лизингодатель.Поскольку по риску Ущерб выгодоприобретателем назначается сам собственник транспортного средства , а собственники обычно не получают возмещение денежными средствами, предпочитая взять у страховщика направление на ремонт автомобиля в условия специализированной мастерской, проблемы с недоплатой страхового возмещения по этому риску возникают крайне редко.
Чего нельзя сказать о страховой выплате на условиях полной гибели. Собственник транспортного средства в этом случае получит не всю страховую выплату, а только ту часть, которая останется после погашения основного долга по кредитному договору. Это особенность страхования кредитного автомобиля.
Если страховая компания недоплатила при полной гибели автомобиля
Несмотря на то что при полной или тотальной гибели транспортного средства, страховая компания должна возместить владельцу ее полную стоимость, на деле все оказывается немного по-другому.
Для начала давайте разберемся, что же такое полная гибель автомобиля . По договорам имущественного страхования (КАСКО) под полной, тотальной или конструктивной гибелью обычно понимают такое повреждение транспортного средства, при котором его восстановление экономически нецелесообразно.
Как правило, договором предусмотрен порог стоимости восстановления, достижение которого дает страховщику право на урегулирование убытка на условиях полной гибели. Этот порог варьируется в зависимости от страховой компании. В среднем он составляет 75% от страховой суммы.
Урегулирование убытка по полной гибели может происходить двумя способами:
- страховщик производит расчет стоимости годных остатков (уцелевших деталей автомобиля, пригодных к дальнейшему использованию), вычитает их стоимость из страховой суммы, установленной договором КАСКО. Разница составит сумму выплаты страхового возмещения. Годные остатки в этом случае остаются у владельца транспортного средства.
- страхователь полностью передает страховой компании поврежденный автомобиль и получает за это выплату в размере страховой суммы.
Казалось бы, заманчивое предложение отдать разбитые остатки машины страховой компании и получить за них полную ее стоимость, оборачиваются для владельца разочарованием при получении страховой выплаты.
Дело в том, что частенько страховщики при произведении выплат по полной гибели вычитают из стоимости автомобиля амортизационный износ. Это незаконно и давайте разберемся почему.
В страховании существует такой термин, как абандон это право страхователя или выгодоприобретателя отказать от своих прав на застрахованное имущество в пользу страховщика в обмен на получение полной страховой суммы.
Таким образом, уменьшение выплаты по КАСКО при полной гибели автомобиля на размер амортизационного износа незаконно. Требуйте от страховщика доплаты: либо через досудебное урегулирование, либо составлять исковое заявление к страховой компании по каско.
Заключение
Повреждение имущества всегда досадно, хочется поскорей его восстановить и забыть о происшествии. К сожалению, часто не получается сделать это быстро из-за разногласий со страховой компанией о размере ущерба.
Не бойтесь защищать свои права и вступать в диалог со страховщиком, ведь зачастую этот вопрос можно решить путем переговоров или грамотно составленной досудебной претензией. Страховая выплатила мало денег: что делать? Дополнительную информацию смотрите на видео: