Информационная система ЖКХ ГИС начала работу
Единая государственная информационная система ЖКХ станет самой полной базой о коммунальных услугах на территории России.
Цели и задачи
В конце февраля 2016 года Минкомсвязи и Минстрой заявили о запуске нового информационного портала , на котором будут размещаться данные о жилых помещениях, количестве зарегистрированных в них граждан, а также обо всех услугах жилищно-коммунальной сферы.
На заметку! Инновационная инфосистема была разработана и запущена в соответствии с ФЗ-209 О государственной информационной системе ЖКХ от 21 июля 2014 г.
Серией приказов ведомства определили:
- правила занесения информации в систему – порядок и способы;
- обновление реестров с данными об управляющих компаниях и жилье, количестве зарегистрированных и пр.;
- доступ к размещенной информации;
- порядок генерации лицевых счетов на каждое жилое помещение.
Главная цель нововведения – гарантировать своевременный и быстрый сбор, обработку и хранение данных о жилищном фонде страны через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия, а также:
- контролировать расценки на коммунальные услуги и качество их предоставления;
- регламентировать правила использования общедомового имущества в многоквартирных домах, в том числе его ремонт и содержание.
Информационная система ЖКХ станет самой полной базой на территории России, в которую будут вноситься все данные, имеющие даже косвенное отношение к коммунальной сфере. Так, органам Федеральной миграционной службы необходимо оперативно заносить в базу факты о зарегистрированных в каждой квартире гражданах. За основу ФМС будет брать информационный портал регистрационного учета по месту жительства и пребывания в Российской федерации, а также электронную систему миграционного учета.
На заметку! Информация в ГИС ЖКХ будет обновляться каждые сутки.
Платить или нет?
На новом государственном портале предусмотрена возможность принимать платежи от россиян за жилищно-коммунальные услуги. Все поставщики услуг обязаны до 1 августа 2016 года разместить полную информацию о своей компании, в том числе платежные реквизиты, чтобы база могла своевременно генерировать платежные квитанции. Предполагается, что потребители смогут игнорировать квитанции управляющих компаний, которые не предоставили полные данные.
С 1 января года все услуги можно будет оплачивать через личный кабинет в ГИС ЖКХ. Там же будет храниться информация о льготах, все оплаченные счета, данные о задолженностях и начисленных пени. Если данных об услуге в базе нет, то гражданам разрешается ее не оплачивать. По мнению правительства, электронная система сделает информацию о коммуналке прозрачной, ведь каждый сможет отслеживать динамику обработки счета.
Пользоваться или нет предложенной онлайн-системой – каждый россиянин решит самостоятельно. По желанию получать счета можно будет и в привычном бумажном виде в почтовый ящик, а также лично присутствовать на собраниях жильцов и голосовать.
Уникальные возможности
По словам замглавы Минкомсвязи Михаила Евраева, ГИС ЖКХ заработает без ограничений и в полную силу в начале 2018 г.
Еще в 2014 г. Минкомсвязи выбрали имя для ресурса — http://dom.gosuslugi.ru. Сегодня портал работает, хотя отдельные разделы всё еще разрабатываются. Среди предоставляемых для физических и юридических лиц на госсайте услуг ЖКХ:
- оплата жилищно-коммунальных услуг;
- проверка лицензии управляющей компании;
- внесение показаний приборов учета;
- возможность оставить обращение;
- данные о субсидиях и льготах, а также задолженностях.
В системе также можно ознакомиться с планом капитального ремонта и уточнить тарифы ЖКХ. Кроме этого, каждый может проверить лицензию любой управляющей компании и ресурсоснабжающей организации (на 24 апреля 2014 г. в системе было зарегистрировано 43410 компаний).
Интересно, что история подачи всех жалоб и обращений граждан будет храниться в истории личного кабинета, при этом поставщиков услуг обяжут в короткие сроки отвечать на запросы онлайн. По мнению ряда экспертов, подобное нововведение позволит создать еще один канал обращений, но вряд ли изменит ситуацию, при которой отдельные коммунальщики игнорируют запросы и претензии людей.