Золото на авто: пленка, краска и хром
Покраской авто в золотой цвет называется полноценное хромирование с соответствующим янтарным оттенком, покраска «под хром» специальными красками с эффектом золочения или оклеивание пленкой. Несмотря на схожие визуальные эффекты, разница между этими вариантами такая же, как между самолетом и дирижаблем. Осаждение хрома под действием электричества практически неосуществимо в домашних условиях (хотя результатом качественного электрохимического хромирования будут десятилетия службы без сколов и коррозии) поэтому чаще встречаются два других варианта.
Тем, у кого нет собственного завода с гальванической установкой, но есть желание получить полноценное покрытие, остается путь химического золочения, т.е. использования для осаждения хрома катализаторов. Взяться за такой тюнинг может не каждый мастер, но если у владельца авто есть лишнее здоровье (вещества не токсичны, но вредны) и некоторая сумма на эксперименты (серную кислоту запрещено продавать частным лицам), то получить химическим осаждением золотой хром можно в гараже. Первым шагом будет создание базового слоя (праймера), способного реагировать с помощью активатора с промежуточным, содержащим хром слоем. Проще всего покрыть метал медью:
- Концентрированная серная кислота – 5-8 г.
- Сернокислая медь – 8-50 г.
- Дистиллированная вода – 1 литр.
При температуре, близкой к комнатной, нужно погрузить окрашиваемую деталь в раствор на несколько секунд. Далее следует промыть чистой водой, высушить, вновь промыть и высушить. Промежуточный слой готовится по следующему рецепту:
- Чистая дистиллированная вода – 1 литр.
- Каустик (NaOH) – 10 мл 20%-тного раствора.
- Трифторид хрома (CrF3) – 14 г.
- Гипофосфит натрия (NaPO2H2) – 7 г.
- Ледяная уксусная кислота – 10 мл.
- Цитрат натрия – 7г.
Хромирование продолжается от 3 до 8 часов при температуре раствора в 80˚C. После того как поверхность покроется равномерным хромовым блеском деталь вынимают из раствора промывают и сушат несколько раз. Придать хрому золотой оттенок с помощью базового слоя довольно сложно, поэтому чаще применяются добавки для закрепляющего лака, наносимого поверх хромированной поверхности.
Поверх хрома можно нанести прозрачные краски типа «кэнди». Материалы относятся к пигментному типу, поэтому напыляются на однородную поверхность – оттенок напрямую зависит от количества слоев «кэнди». С помощью «кэнди» и подобных им покрытий можно позолотить блестящую поверхность авто, посеребрить серую и т.д.
Вытащить нужный оттенок можно из добавок типа «Color booster» (стандартные или в смеси), способных придать серебристому хрому нужный оттенок через лак. «Бустеры» смешивают сами владельцы до получения нужного результата, но чаще дело поручается опытному колористу. Смешивание «бустера» или «кэнди» с лаком (биндером) выполняется по инструкции производителя, напыление производится в соответствии с технологией трехкомпонентной покраски.
Современный рынок предлагает покупателю специальные краски с эффектом хромирования и даже спреи с содержанием настоящего хрома. Некоторые имеют золотой оттенок, цвет других придется отредактировать с помощью лака или пигментной базы. Подготовка поверхности ничем не отличается от стандартной покраски, но краска «под хром» требует наличия тонкой черной подложки.
Подложка тщательно полируется после высыхания. Поверхность обезжиривается и хорошо прогревается (вплоть до 80˚C). В большинстве случаев никакого хрома в краске не содержится, а высокую отражательную способность создает алюминиевый пигмент, плотно смешанный с биндером.
Основой под такое покрытие может выступить и черный грунт с эффектом блеска (класс HS). Зеркальный эффект хромовой краски усиливается добавками в лак – тем же способом задается цветовой оттенок (позолота, вороненая сталь и пр.). Подобный фокус можно провернуть с любым подходящим покрытием: современные пигменты позволяют добиться отражения в 90-95%, так что отличить их от хрома нелегко, а благородный цвет придает авто особенный шарм.
Стоимость хорошей виниловой пленки почти не уступает трехкомпонентным краскам, но эффект превосходит ожидания. Другое преимущество пленки – процесс нанесения (прост и не требует специальных инструментов). Поверхность авто необходимо отполировать мелким абразивом или полировочной пастой.
В отличие от покраски обезжиривать можно с помощью обычного спирта, но следует дать ему время на высыхание. Для лучшего выравнивания пленку можно промыть моющим средством с клеящей стороны. Тогда у мастера появится время на выравнивание до высыхания раствора (нужным цветом пленка обладает сразу, но форму принимает 30-60 минут).