Почему возникает необходимость в изготовлении ДХО (дневных ходовых огней) в домашних условиях? Ответы на этот вопрос буквально лежат на поверхности:
- Приобретение родных дневных ходовых огней для иномарки так, чтобы они подходили к креплениям, обойдётся не дешевле 5000 рублей. И многим легче сделать их самому, чем потратить столько денег.
- Для изготовления можно воспользоваться стандартными светодиодными лампами и патронами для них. А приобрести всё это доступно практически в любом автомагазине.
- Простота бюджетной сборки ДХО в штатные фары своими руками с возможностью установки их практически в любой противотуманной нише.
Зачем нужны ДХО
Новые правила ПДД предписывают в обязательном порядке наличие на движущемся автомобиле включённых либо фар ближнего света, либо противотуманок, либо дневных ходовых огней. Конечно, ДХО являются самым оптимальным вариантом, но дело в том, что устанавливаются они исключительно на автомобилях, которые выпущены с конвейера относительно недавно. Вот тут и возникает мысль об их изготовлении самостоятельно, так как это значительно дешевле, чем приобретать фирменные диодные источники света.
Практическая польза от езды с включенными ДХО заключается в том, что их свет становится более заметным для всех участников движения независимо от того, какое время суток или каковы погодные условия. Для опытных водителей актуальность этого требования бесспорна. Особенно это верно, когда приходится двигаться против солнца, что в значительной мере ухудшает видимость встречных машин. А машину с включёнными фарами даже в такой ситуации видно уже за километр.
Сегодня практически все автопроизводители включают в комплектацию своих моделей дневные огни, и зачастую они светодиодные. Их включение происходит в автоматическом режиме в момент поворота ключа в замке зажигания. Они не создают дополнительной нагрузки на источники бортовой электросети и отключаются при выключении двигателя.
Всё это прекрасно, а что делать тем, чьи машины не оборудованы ДХО? Включать ближний свет? Но ведь при этом загораются и габаритные огни, и подсветка государственного номера, что приводит к дополнительному расходу топлива в конечном итоге и расходу ресурса ламп. Вот тогда и появляется мысль встроить ДХО в штатные фары своими руками.
Какие требования предъявляются к ДХО Техническим регламентом Таможенного союза?
Обратиться к этому документу следует до начала работы и совершения закупок на авторынке. В 48-м пункте Технического регламента говорится о том, как именно должны быть размещены источники света на автомобиле.
- По ширине. До точки поверхности, которая остаётся видимой по исходной оси, должно быть не больше 400 мм, если производить измерение от края габаритной ширины автомобиля. Внутренние кроя двух видимых поверхностей не должны находиться на расстоянии менее 600 мм. Возможно снижение этого расстояния до 400 мм для транспортных средств, чья габаритная ширина не превышает 1300 мм.
- По высоте. Допустимо расстояние в пределах от 250 мм до 1500 относительно уровня поверхности дороги.
- По длине. С учётом передней части автомобиля. Принято считать это требование выполненным, если отражение излучаемого света в зеркалах заднего вида не создаёт помех для водителя.
Некоторые полезные сведения о ДХО и вероятных ошибках при их установке
Казалось бы, самым простым решением является покупка светодиодных лент китайского производства и установка их там, где они смогут поместиться. Кто-то предлагает намотку ленты на штатную оптику, уверяя, что сделать это совсем несложно. Это конечно так, но делать этого нельзя. Почему? Дело в том, что установка ДХО в штатные фары своими руками считается переоборудованием. А это значит, что в техпаспорте придётся ставить отметку, правда без получения сертификата. Сделать это можно следующим образом:
- найти управление УАП, занимающееся техническим надзором;
- написать и сдать заявление с просьбой разрешить переоборудование;
- выполнить установку ДХО, причём делать это придётся на СТО, специально для этих целей предназначенных;
- получить установленного образца справку от СТО, подтверждающую выполнение работ;
- в управлении УАП произвести осмотр с последующим получением разрешения на внесение соответствующей отметки в техпаспорт;
- в РЭП по месту прописки произвести замену СРТС.
То есть, процедура эта не очень простая и требует довольно много времени для осуществления.
Использование ПТФ
Однако опускать руки после прочтения всего вышеизложенного не надо, так имеется выход и из этой ситуации. Ведь совсем не обязательно использовать в качестве ДХО красиво оформленные фарки со светодиодами. Для этого вполне могут быть использованы источники света, относящиеся к законным. А какие принято считать законными? Те, установка которых произведена на заводе-изготовителе или установленные самостоятельно фары с соблюдением допусков, имеющихся в конструкции автомобиля.
К таковым, например, относятся ПТФ (противотуманные фары). Они либо имеются практически на каждом автомобиле, либо в его конструкции предусмотрена их установка. Для их установки не требуется получать разрешения на установку, и они, согласно ПДД, могут быть использованы как ДХО. А значит, остаётся только переделать противотуманки таким образом, чтобы их включение или выключение происходило в автоматическом режиме в зависимости от того, работает двигатель или нет. При этом останется и функция противотуманного действияфар.
Установка ДХО в штатные фары своими руками
Для преобразования понадобиться приобрести два реле. Одно должно иметь пять контактов, а другое четыре. Подключаются реле по следующей схеме:
- контакт 85 первого реле присоединяется к массе;
- провод от 86 контакта присоединяется к плюсовому контакту на габаритных фонарях или на лампах ближнего света;
- тридцатый контакт подключается к 87-ому контакту второго реле;
- от 87а контакта провод подключается к плюсовым выводам фар, но при этом сохраняется и произведённое на заводе подключение ПТФ.
- 86 контакт второго реле подключается к плюсовой клемме генератора;
- Провод от тридцатого контакта, второго же реле, через предохранитель, протягивается к плюсовой клемме аккумулятора;
- Масса подаётся на 85 контакт второго реле.
При этом следует учитывать, что если будет произведено подключение 86-го контакта второго реле к клемме генератора, то фара загорится сразу после того, как осуществится запуск двигателя. А если произвести подключение этого контакта к клемме замка зажигания, то свет будет излучаться сразу после включения зажигания. И тот, и другой варианты приемлемы и выбор остаётся исключительно за владельцем автомобиля.
По этой же схеме можно произвести включение штатного головного света. В этом случае провод с 87 контакта подключается не к противотуманной фаре, а к клемме лампы ближнего света. При этом ближний свет автомобиля будет функционировать в режиме ДХО, и такое подключение не идёт в разрез с требованиями закона.