Регламентирует 15 ФЗ о потребительском кредите (займе) положение относительно действий, направленных непосредственно на возврат образованной задолженности, что совершается исключительно по ранее составленному договору. Далее предлагается рассмотреть и проанализировать особенности процесса возврата денежных средств, при условии нарушения заемщиком порядка, установленного подписанным договором, что должно обязательно быть выполнено в рамках законодательства.
Ст.15 ФЗ о потребительском кредите
Основные положения, изложенные в пункте 1 статьи 15, регламентирую т, что кредитор имеет право контактировать с заемщиком посредством следующих принятых линий коммуникаций:
- Организации личных встреч, а также, проведения телефонных переговоров (далее, под этим определением будет принято понятие «взаимодействие»). В рамках телефонного разговора, общение должно быть максимально корректным, без каких-либо угроз, а также противоправных действий со стороны лица, занимающегося вопросом возврата денежных средств.
- Допускается отправка почтовых уведомлений, направленных непосредственно по месту жительства заемщика, а также, лица, допустившего попечительство по заключенному договору между ним и кредитной организацией. Почтовые уведомления могут быть отправлены посредством использования почтовых отделений, телеграфа, голосовой почты, иной связи, передаваемой исключительно по сетям связи.
- Иные способы предусматриваются в том случае, если ранее с физическим лицом – заемщиком было заключено соглашение и прописано в договоре условие относительно возможности использования данных линий коммуникаций. Согласие заемщика должно быть предоставлено в письменной форме (как вариант, прописывается в одном из пунктов соглашения, под которым ставится подпись потенциального клиента).
Однако приниматься решение относительно использования тех или иных линий коммуникаций должно быть в соответствии с принятым законом, чтобы исключить вероятного нарушения личных прав и свобод граждан, предусмотренных им действующим законодательством.
Что не допускается совершать в отношении заемщика
Если принимается решение относительно взыскания с заемщика денежных средств, стоит принять к вниманию регламент законодательства, который исключает проведение следующих действий:
- Непосредственное взаимодействие, осуществляемое в тесном контакте с заемщиком, а также, лицом, выступающим за обеспечение выданного кредита, направленного на исполнение обязательств по имеющейся задолженности, срок которой в настоящее время еще не наступил. Единственным исключением и правил является ситуация, по которой разрешение относительно взыскания денежных средств, предусмотрено действующим регламентом ФЗ.
- Взаимодействие, которое осуществляется в рабочие дни в период с 22 до 8 часов утра. Отдельно, в выходные и праздничные (предпраздничные, отмеченные как выходные в календаре) дни. Исключается проведение подобных действий непосредственно по месту жительства заемщика, гражданина, предоставляющего обеспечение по договору выданного ранее потребительского займа, о котором кредитор был ранее уведомлен в порядке, установленном ранее оформленным соглашением. Данное время является «тихим», в течение которого гражданам предоставлено право на отдых. В противном случае, если данный регламент будет нарушен, лицо будет вправе обратиться с жалобой относительно неправомерного давления со стороны представителей кредитной организации (коллекторной компании), занимающейся вопросом возврата денежных средств.
Особенности действий кредитора
Кредитор, иное ответственное лицо, осуществляющее деятельность по последующему возврату денежных средств, не имеет право совершать различные юридические и прочие условия, направленные на последующий возврат задолженности, которая ранее имела место по заключенному ранее соглашению между заемщиком и кредитором, при намерении причинить вред различного характера. Это же относится к случаям, когда кредитор пытается злоупотребить своим положением и правом в различных иных формах.
При имеющем место взаимодействии кредитора с лицом, получившим взаймы долг, а также гражданином, предоставившим обеспечение в рамках договора на получение займа, лица, выполняющие взыскание, обязаны сообщить свои служебные данные, а также, указать конкретное наименование организации. Обязательным условием при работе с клиентом является указание текущей должности, а также, претензии, руководствуясь в последнем случае конкретными реквизитами документов (номером, датой соглашения, составленного ранее при заключении сделки).
На что обратить внимание
Стоит обязательно обратить внимание, что все пункты данной статьи направлены в первую очередь на обеспечение правового взаимодействия между кредиторами и заемщиками. Таким образом, исключается вероятность возникновения ответного иска со стороны клиента кредитной организации, связанного с нарушением его прав и свобод. Решение вопроса в правовом поле позволит создать оптимальные условия для возврата денежных средств, предоставления времени клиенту организации на решение временно возникших финансовых трудностей. Регламентирующим подобные взаимоотношения документом является непосредственно сам заключенный ранее договор, в котором указываются правила и порядок выплаты, заверенный личной подписью заемщика. В том случае, если наблюдается просрочка по выплатам и заемщик не может (или отказывается) вернуть полученные ранее денежные средства, кредитная организация имеет полное право подготовить и отправить документы в судебную инстанцию. Действия, нарушающие принятое законодательство являются противоправными и несут за собой ответственность, это касается кредитора, заемщика, лицо, выступающее поручителем кредитного займа.