Восстанавливаем работоспособность стеклоочистителей: Дворник должен быть здоров
При плохих погодных условиях от исправности системы очистки стекла напрямую зависит безопасность движения. Поэтому если щетки оставляют на стекле полосы, пора задуматься о восстановлении работоспособности стеклоочистителей.
Есть несколько способов, при помощи которых можно восстановить работоспособность «дворников». Самый простой, но требующий материальных затрат, – установка новых щеток. Более доступно по финансам отреставрировать несущий каркас и заменить резиновый элемент старых щеток.
Ассортимент щеток стеклоочистителей на украинском рынке автозапчастей достаточно большой. Представлены такие брэнды как Bosch, Champion, Trico, SWF DuoTec, Valeo, Klaxcar, Aldi, Alka и т. д. При этом практически каждая торговая марка может обеспечить потребности большого парка автомобилей. Лезвия щетки бывают силиконовыми, графитно-силиконовыми, с тефлоном и просто резиновые. Все материалы имеют разные коэффициенты трения и эластичность, поэтому характеристики данных изделий отличаются. Силиконовые лучше сохраняют эластичность при минусовых температурах, поэтому хорошо работают зимой и меньше изнашиваются. Графит и тефлон обеспечивают низкий коэффициент трения, что делает такие щетки износостойкими, а их работу – бесшумной.
Резиновые элементы (лезвия) в продаже встречаются редко. Но если нет возможности купить хорошие «дворники», то использование такого «ремкомплекта» – самый оптимальный способ решения проблемы. При этом следует помнить, что установив новые лезвия, заметного улучшения качества очистки можно и не добиться. Виной тому – разболтанные шарниры несущего каркаса щетки. Работоспособность металлических шарниров можно восстановить, самостоятельно устранив люфт, а вот пластиковые не ремонтопригодны. Это нужно учитывать при покупке новых «дворников».
Ресурс щеток зависит не только от их качества, но и от соблюдения правил эксплуатации. В случае их нарушения долговечность «дворников» может уменьшиться в два-три раза, т. е. прослужат они не два-три года, а всего год.
В шарнирах некоторых дешевых стеклоочистителей люфт повышен еще до установки, поэтому их «жесткость» желательно проверять при покупке. Если возникает вопрос: покупать дешевые новые щетки или реставрировать старые с хорошим каркасом, предпочтение следует отдать второму варианту.
Бывают ситуации, когда даже дорогие щетки не очищают стекло качественно. А все потому, что на характер работы стеклоочистителей влияют и другие факторы – например, правильность регулировки сопел стеклоомывателей. Для нормальной работы дворников подаваемая струя жидкости должна ложиться по вертикали, захватывая 80 – 90% ширины сектора очистки. На характер смачивания влияют несколько факторов – угол наклона лобового стекла, напор струи и угол ее подачи. А поскольку эти показатели у всех машин разные, необходимы индивидуальные регулировки распылителей омывателя.
В «советских» машинах угол наклона лобового стекла относительно вертикали малый, а насос маломощный. Поэтому когда автомобиль стоит, следует отрегулировать струю омывателя так, чтобы она была направлена выше середины стекла. При движении поток воздуха будет сбивать ее ниже, что и обеспечит нормальные условия работы дворников. В обтекаемых иномарках с мощными омывателями струю следует подавать ниже середины стекла, так как при движении поток воздуха начнет «смазывать» попавшую на стекло жидкость вверх, и таким образом будет смачиваться весь сектор очистки. Если стекло иномарки имеет малый угол наклона, вода будет сдуваться не вверх, а в стороны. Чтобы этого избежать, струю нужно направлять в центр стекла.
В некоторых автомобилях сектор очистки не обеспечивает водителю хорошую обзорность – например, недостаточно охватывается одна из сторон стекла. Это можно исправить, переустановив рычаг на один-два шлица. Очистка ухудшается также, если пружина рычага щетки теряет упругость. В этом случае можно немного подогнуть сам рычаг, следя за тем, чтобы его поперечное сечение было параллельно стеклу. «Перегибать палку» при этом нельзя, так как излишнее прижимное усилие приводит к деформации лезвия и ухудшению качества очистки.
Иногда при работе стеклоочистителей лезвие не «перекладывается», т. е. оно как было направлено в одну сторону, так и остается. Однако при движении в другую сторону оно начинает испытывать большое сопротивление, поэтому его перемещение сопровождается «прыжками» и вибрацией. Причинами такого поведения могут быть потеря эластичности лезвия, которое «застыло» в одном положении при длительном бездействии, или винтообразное скручивание рычага щетки, когда его наконечник расположен не параллельно стеклу.
Надеемся, эта статья поможет вам в любую погоду чувствовать себя за рулем уверенно, располагая полной неискаженной информацией о дорожной обстановке.
Александр Ландарь, Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка и Сергея Кузьмичя
Подписывайтесь на наши ленты в , Viber, Telegram и Messenger: все самые важные автомобильные события в одном месте.