В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ЖАЛОБА на незаконные действия ОАО «Сбербанк России»
Считаю, что банк нарушил мои права как потребителя.
А именно в соответствии с п. 1.2 Договора Банковского обслуживания (далее ДБО ) Договор считается заключенным с момента получения Банком лично от Клиента Заявления на банковское обслуживание на бумажном носителе по форме, установленной Банком, подписанного Клиентом собственноручно, при предъявлении Клиентом документа, удостоверяющего личность. Второй экземпляр Заявления на банковское обслуживание с отметкой о принятии Банком передается Клиенту и является документом, подтверждающим факт заключения Договора. Однако в заявлении на банковское обслуживание и заявлении на получении банковской карты отсутствует текст указанного договора, а лишь указана ссылка, что данный договор размещен на сайте сбербанка. Указанные бланки заявлений в нарушение СанПин 1.2.1253-03 напечатан шрифтом примерно в 4-5 кеглей вместо положенных 8, прочитать его без увеличительного прибора весьма затруднительно. В результате при заключении договора я не смог получить необходимую и достоверную информацию об условиях договора, и опасности услуги «Мобильный банк», а также о том, что мне должны были выдать памятку о правилах обращения с услугой «Мобильный банк». Представитель банка о возможности списания посторонними лицами денежных средств с моего счета ничего не разъяснил мне. Текст заявлений умышленно напечатан мелким шрифтом, не пригодным для прочтения. Таким образом я полагаю, что Банком нарушены мои права как потребителя, предусмотренные ст. 7 и ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» на получение безопасной услуги, не причиняющей вред его имуществу, и на получение полной информации о предоставляемой услуге для обеспечения возможности правильного выбора. При заключении договора банковского обслуживания, при выдаче банковской карты и подключении услуги «Мобильный банк» я не был уведомлен о том, что данная услуга не безопасна, о возможных рисках, связанных с применением банковских карт и услуги «Мобильный банк», о возможности неправомерного получения ден
Условие о том, Клиент несет ответственность по спорным операциям, проведенным посредством использования услуги «Мобильный банк» и автоматизированной системы «Сбербанк Онлайн» не основано на нормах закона, нарушает мои права как потребителя банковской услуги и в силу нормы ст. 16 Закона о защите прав потребителей, является недействительным.
В соответствии с «Условиями банковского обслуживания физических лиц Сбербанка России ОАО» номер телефона, указанный в заявлении клиента на банковское обслуживание, – приравнивается к простой электронной подписи и дает возможность управлять своими денежными средствами путем отсылки СМС-сообщения в том числе дает ему право переводить денежные средства на расчетный счет, указанного телефонного номера.
Но в отличие от подобных услуг, предоставляемых другими организациями (ВТБ, Московский Индустриальный банк, банк России и др.) Сбербанк России не предоставляет для этих целей индивидуальный пароль, т.е. идентификация клиента осуществляется лишь по одному номеру мобильного телефона (пункт 2.9 ПРИЛОЖЕНИЯ 9 К УСЛОВИЯМ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «Идентификация Клиента при совершении операций в рамках услуги «Мобильный банк» осуществляется по номеру(ам) мобильного(ых) телефона(ов).»)
Однако телефонный номер не является собственностью клиента и может быть передан оператором связи другому лицу, причем обычно это происходит без уведомления клиента (в случае длительного неиспользования номера). Так же владелец телефона может его потерять, либо телефон могут украсть и т.д. В результате третьи лица могут получить доступ к денежным средствам клиентов Сбербанка, что и происходит в настоящее время в массовом порядке. Указанная проблема достаточно просто решается в других коммерческих финансовых организациях. При подключении, указанной услуги, клиенту сообщается личный код (пароль) доступа состоящий из числовых или буквенных символов, который он отсылает в СМС сообщение при списании денежных средств со своего счета. Такая операция позволяет более надежно идентифицировать клиента и соответствует Федеральному Закону № 63 об Электронной подписи. (В соответствии со ст. 5 ФЗ «Об электронной подписи») в сообщении должна содержаться информация, позволяющая надежно идентифицировать отправителя). Следовательно, номер мобильного телефона не может служить простой электронной подписью т.к. несет информацию о СИМ-карте, а не об отправителе сообщения.
Учитывая вышеизложенное в нарушение действующего Российского законодательства ОАО Сбербанк России предоставляет опасную, некачественную услугу «Мобильный банк».
В связи с этим, прошу провести экспертизу безопасности, предоставляемой ОАО Сбербанк России услуги «Мобильный Банк», а также насколько она соответствует, уровню аналогичных сервисов, представленных на рынке финансовых услуг.
Также прошу провести правовую экспертизу пунктов ДБО, в которых указано, что номер мобильного телефона приравнивается к простой электронной подписи и ответственности клиента по спорным операциям, совершенным посредством услуги «Мобильный банк».