Как научить ребенка разговаривать
Каждая мама с нетерпением ждет первых слов своего малыша – ведь это не только показатель полноценного развития грудничка и предмет материнской гордости, но и возможность лучше понимать карапуза, который уже проявляет характер. Даже если мама способна практически всегда догадаться, что не устраивает кроху, речевое общение заметно облегчает этот процесс.
Ответственные родители не оставляют обучение малыша на самотек – большинство современных мам и пап знакомы с историями детей-маугли, у которых при отсутствии человеческого общения речь так и не развилась. Кроме того, наблюдая во время прогулок за чужими малышами, которые уже в год умеют хорошо разговаривать, мамы молчунов задумываются, как научить ребенка говорить. Интуитивно многие родители часто используют классические методы обучения речи, но если процесс идет туго и хочется его ускорить, важно понимать, какие этапы развития речи должен пройти каждый малыш, и какие методы правильно использовать для его обучения.
Основы человеческой речи закладываются в период чисто эмоционального общения крохи с окружающими — в первом полугодии жизни. Освоение речевых навыков проходит несколько стадий:
- Этап гуления , который в среднем приходится на 2-3 месяц жизни. В этот период грудничок оживляется при виде родителей и воспроизводит протяжно звучащие гласные и слоги с горловыми согласными (классическое «агу», «гу», «гы»). На этом фоне эпизодически возникают слоги, в которых присутствуют губные (б, п, в, у и о) и переднеязычные (т, д, н, л) звуки. Постепенно гуление переходит в лепет.
- Многократно повторяющиеся слоги с использованием губных или переднеязычных согласных (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) появляются к 5 – 7 месяцам.
- К 8 месяцу малыши понимают простые слова, с которыми к ним обращаются взрослые.
- Первое слово ребенок в среднем произносит в 10 месяцев – год, но бывает, что простые слова (не «мама») кроха произносит и раньше этого срока. В этот период речь малыша выглядит как сочетание лепета и лепетных слов (ма-ма, па-па, ав-ав, ам, дай-дай и др.).
- В год словарный запас в среднем составляет 10 осознанно произносимых слов. После года приблизительно до полутора лет малыш использует упрощенные (баба) или звукоподражательные (бибика) слова. При этом малыш понимает гораздо больше, чем может сказать, и после 1,3 лет способен выполнять простые поручения.
- После полутора лет ребенок активно использует около 40-70 слов. По большей части это названия окружающих предметов и имена, т. е. существительные. Реже используются прилагательные, и еще реже – глаголы и местоимения. Развивается фразовая речь, но карапуз предпочитает разговаривать предложениями из двух слов.
- Более многословными предложениями малыш изъясняется в год и 10 месяцев, но в этих предложениях может быть не совсем правильно построена грамматическая связь.
- В возрасте 2-х лет малыш активно использует 100–300 слов, строит развернутые фразы и правильно использует несколько грамматических форм.
- Третий год жизни – эпоха активного увеличения словарного запаса (от 300 до 800 слов), использования глаголов и прилагательных. С малышом можно полноценно общаться, но понимание его речи усложняет несовершенная артикуляция (сложные звуки заменяются простыми «шапка – сапка» и др.).
- Простейшие суждения и умозаключения появляются к 4-м годам.
Поскольку умение разговаривать относится к важнейшим факторам развития ребенка, многие родители стремятся помочь крохе овладеть этой способностью как можно раньше. Чтобы процесс обучения был эффективным и не утомлял малыша, а приносил ему удовольствие, важно знать, как научить ребенка рано говорить и какие методы можно при этом использовать.
Каждая мама неосознанно воспроизводит при общении с крохой тот стиль общения, который был свойственен ее семье, и этот передающийся из поколения в поколение «научно необоснованный» стиль во многом способствует развитию речи у карапуза. Поскольку в воспитании грудничков в наше время часто участвует и папа, а некоторые мамы стремятся все делать «правильно», сформулированы правила, помогающие понять, как учить ребенка говорить.
Основным условием развития речи является речевое общение с другими людьми. Безусловно, новорожденный не понимает слова, которые произносит мать, обращаясь к нему, но чутко улавливает материнские эмоции. Именно ранний эмоциональный контакт и регулярное обращение к крохе — залог раннего развития речи.
Поскольку малыш воспринимает не смысл произнесенного слова, а интонацию и мимику, маме нужно:
- Улыбаться при общении с крохой , разговаривать с ним, меняя интонацию. Слова должны произноситься правильно, звучать четко. Не стоит ограничиваться стандартным набором – чем разнообразнее будет ваша речь, тем легче и быстрее ваш ребенок будет в будущем увеличивать словарный запас.
- Комментировать происходящее вокруг ребенка , обращая внимание, на что малыш направил взгляд. Особенно это касается общения малыша с папой, который не всегда задумывается, как научить ребенка говорить.
- Иногда папы ревнуют , поскольку кроха говорит «мама», и не хочет говорить «папа». У крохи надо отчетливо спрашивать «Где папа?», показывать на папу, и повторять этот процесс как можно чаще в разных вариациях (например, громко позвать его). Иногда случается и наоборот – ребенок говорит «папа», а маму называет по имени или вообще не называет никак. Действовать в этом случае нужно аналогичным образом.
- Когда кроха при виде вас оживляется и начинает издавать различные звуки, повторяйте их в ответ, спрашивая что-то в духе «Да? Ты так думаешь?»
- Нося малыша на руках , знакомьте его с окружающим миром, описывая предметы и их назначение. Если малыш уже научился показывать пальцем на заинтересовавший его предмет, обязательно четко повторите несколько раз, что это такое.
- Хорошая методик а , позволяющая крохе быстро освоить речевые навыки — чтение целыми словами. Многие мамы и особенно бабушки склонны к «сюсюканью», намеренно искажая звуки при общении с грудничком и используя вместо полноценных слов звукоподражательные. В результате ребенок долго не пробует общаться при помощи полноценных слов, заменяя их разнообразными «бах» и т. д. Если вы не можете удержаться от подобного общения со «сладеньким», развивать словарный запас помогут карточки со словами, совместное чтение детских книг (особенно нравиться детям ритмичная стихотворная речь).
- Если у вас ребенок-строптивец , прекрасно понимающий вашу речь и при этом не желающий произносить слова правильно (упорствует и пытается объясняться исключительно на «своем» языке), и вы не знаете, как научить ребенка говорить полноценные словосочетания, попробуйте дополнять его речь. Когда малыш показывает на какой-нибудь предмет и говорит «Хахарь», или «ка», ему надо отвечать – «Да, сейчас мы будем кушать сухарь» или «Да, это кошка. Кошка говорит «мяу». Вместе с малышом рассматривайте книжки с животными и рассказывайте, кто как говорит (малыши это любят), а потом просите показать животное и по слогам произносите его название.
Важно! Когда вы обращаетесь к малышу, наклоняйтесь или поворачивайтесь так, чтобы ребенок видел вашу артикуляцию – подражая вам, он быстрее научится произносить звуки правильно.
У маленьких детей способность долго концентрировать внимание на одном виде деятельности еще неразвита – ребенок быстро устает, теряет интерес к занятиям и начинает капризничать. Именно поэтому все занятия, способствующие развитию речи и увеличению словарного запаса, построены в игровой форме. Многие прекрасно работающие способы изобрели наши далекие предки, и они передаются мамами и бабушками из поколения в поколение.
- Можно петь детские песенки (тра-та-та, мы везли с собой кота), колыбельные, рассказывать детские стишки, которые легко запоминаются благодаря ритмичному звучанию. Повторять их нужно часто – малышам не надоедает однообразие репертуара, так как они радуются знакомым стихам и сказочкам. Для ребенка годовалого возраста можно предложить заканчивать строчку самостоятельно, а в возрасте около 2-х лет – исправить вашу сознательную ошибку (Например, «Наша Таня громко плачет, уронила в речку тапок»).
- Изучать прилагательные можно с помощью подбора предметов с данной характеристикой. Среди игрушек в год уже можно выбрать все красное или круглое, по квартире путешествовать в поисках мягкого и т. д.
- Поскольку развитие мелкой моторики связано с развитием речи, с малышом надо играть в пальчиковые игры (сорока-ворона и т. д.), а также предлагать предметы, которые кроха сможет перебирать без опасности для здоровья. Предлагаемые предметы должны быть разными по фактуре и форме.
Если для родителей годовалого ребенка важен вопрос, как быстро научить ребенка говорить, то родителям деток после полутора лет вопрос стоит иначе. В возрасте около 2-х лет важно научить малыша говорить правильно (особенно «суров» в этом отношении папа, не склонный к сюсюканьям и ласкательно-уменьшительным суффиксам). Масла в огонь подливают родственники, рассказывающие, что вот другие дети чуть ли не в год хорошо говорят любое из слов с буквой «ш» или «ж» и т. д., и советуют срочно обратиться к логопеду.
Поскольку способность произносить определенный звук формируется в разное время, важно не переживать, а сверить возраст малыша с «графиком». В отдельных случаях занятия с логопедом необходимы, но при отсутствии отклонений помочь ребенку научиться правильно произносить определенный звук можно и в домашних условиях при помощи определенных упражнений.
Упражнения для формирования произношение звуков и слов
Чтобы знать, как научить ребенка говорить сложные звуки, надо представлять, в каком возрасте малыш способен их произносить.
- О, Н, Нь, Т, Ть, Д, Дь, К, Г, Х, В, Ф дети должны уметь выговаривать к концу второго года. При этом замена звуков Т, Ш, Ж, Щ, Ч, С, З, Ц, Л, Р на более простые является нормой.
- С, З, Ц малыши учатся произносить после 3-х лет. В 4 года в норме осваивается произношение Й, Ль, Э, С, Сь, З, Зь, Ц.
- Произношение Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, Рь дети осваивают с 4-х до 5-ти, а в 5 все звуки должны произноситься без дефектов.
В год с половиной можно приступать к артикуляционной гимнастике, которая облегчит произношение сложных звуков. Гимнастика с детками проводится в виде игры, причем малыш сначала смотрит на маму, а потом повторяет вместе с ней.
- Погулять язык собрался: (открываем рот)
- Он умылся, (быстро кончиком языка проводим по зубам верхнего ряда)
- Причесался, (проводим языком несколько раз из стороны в сторону между зубами, высовываем язык изо рта и прячем)
- На прохожих оглянулся, (облизываем губы)
- Вправо, влево повернулся, (поворачиваем язык в указанном направлении)
- Вниз упал, наверх полез, (опускаем и поднимаем язык)
- Раз — и в ротике исчез. (прячем язык)
Играть в такую игру надо часто, но не превращать этот процесс в серьезное занятие, иначе малыш не будет повторять упражнение.
Уже в год можно учить малыша сдувать с ладошки мелкие кусочки ваты или бумаги, имитирующие снежинки. Летом вместо «снежинок» используются во время прогулки одуванчики. Если кроха интересуется мыльными пузырями, можно предложить подуть самому, но «палочку» в руки в таком возрасте лучше еще не давать.
Полезно также имитировать звуки, которые издают животные, бытовые предметы (часы, молоток и др.), дождь. Такие упражнения подойдут деткам и в год, а вот серии упражнений для правильного произнесения «л», «р», «ц» для совсем маленьких детей не подходят.
В случае серьезных нарушений рекомендуется посещение логопеда.
И, конечно, в любом возрасте важно регулярное общение родителей и малыша – именно родители открывают ребенку многогранность этого мира и богатство речи.
Автор: Носова Марина
Проблема не разговорчивости ребенка напрямую зависит от родителей. До тех пор пока они предугадывают все желания и прихо.
Развитие ребенка в 1 год у каждого малыша проходит по разному. Есть общепризнанные нормы, но как правило опираясь на них.
В год и три месяца малыш интересуется всем, что его окружает. Родителям надо быть на чеку, ведь ходьба уже стала привычн.
Аутизм несет под собой общее расстройство развитие, происходит это из за общего дефицита в общении. Многие родители счит.
2017 © Все права защищены. .