Виды пенсий и пособий, выплачиваемых Пенсионным фондом РФ
Пенсионный фонд выплачивает следующие виды пенсий и пособий:
• пенсии по государственному пенсионному обеспечению, финансируемые из средств федерального бюджета, включая пенсии государственным служащим и военнослужащим, пенсии участникам Великой Отечественной войны, социальные пенсии; а также пенсии за выслугу лет;
• дополнительные ежемесячные денежные выплаты и дополнительное материальное обеспечение, финансируемые из средств федерального бюджета, – ветеранам, инвалидам, Героям Советского Союза, Героям России;
• социальные доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
• материнский (семейный) капитал, предоставляемый женщинам, родившим второго (и последующего) ребенка;
• трудовые пенсии, финансируемые за счет страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию:
– по случаю потери кормильца.
Органом, осуществляющим назначение, перерасчет размеров и выплату пенсии, включая организацию доставки, является территориальный орган ПФР (по месту жительства лица, обратившегося за пенсией). Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
Выплаты пенсий производятся ежемесячно. Для выплаты пенсии территориальный орган Пенсионного фонда открывает на каждого пенсионера лицевой счет, представляющий собой документ учета: начисления сумм пенсии на основании документов пенсионного дела, изменений, связанных с перерасчетом, индексацией и корректировкой размера пенсии, а также всех решений и распоряжений территориального органа Пенсионного фонда о приостановлении, прекращении, продлении, возобновлении и восстановлении выплаты пенсии.
Россия развивает свою пенсионную систему на смешанных принципах, т.е. существует обязательная распределительная схема, дополненная накопительным элементом.
В данной системе размер пенсии, с одной стороны, единообразен (государство устанавливает нижний и верхний уровни взносов и выплат), что позволяет обеспечить защиту минимальных доходов и достичь социального согласия в обществе. С другой стороны, он зависит от уровня заработка перед выходом на пенсию, исходя из которого определяется размер пенсии.
Как правило, в таких системах взносы используются для покрытия текущих обязательств, но не создают страхового резервного фонда. Такие системы являются обязательными, их гарантом выступает государство. Они предполагают определенную степень солидарности в отношении трудящихся с наиболее низким уровнем дохода, для чего используются универсальная и фиксированная структуры пенсий; вместе с тем они ориентируются на трудящихся, чья заработная плата значительно возрастет к концу их трудовой деятельности.
К преимуществам распределительной пенсионной системы можно отнести:
– независимость от уровня инфляции в стране;
– независимость от уровня инвестиционной активности в государстве;
– простоту организации системы финансирования;
– экономию на административных расходах (в накопительных пенсионных фондах административные расходы составляют 12–17%, тогда как в распределительных – 1-3%);
– гарантии со стороны государства.
В распределительной системе оценка объемов пенсионных прав застрахованных лиц производится по фактическим данным накопленных страховых ресурсов на его счете, а размер пенсии рассчитывается исходя из продолжительности периодов предстоящей жизни мужчин и женщин после выхода на пенсию, деленных на эту величину.
Пример расчета. За 36 лет страхового стажа у работника при заработной плате в 24 тыс. руб. и страховом тарифе в 20% накопилось 2073600 руб. (24 000 руб. • 0,2 • 12 мес. • 36 лет). Если мы разделим эту сумму на предстоящий период дожития в 240 мес. (12 мес. • 20 лет), то получим величину пенсии на момент исчисления (при условии, что размер инфляции будет равен нулю), равную 8640 руб. в месяц.
При распределительной пенсионной системе размер страхового тарифа будет равен величине выплачиваемых объемов пенсий для данной популяции пенсионеров за весь период их предстоящей жизни, деленных на величину страхуемой заработной платы за весь период трудовой деятельности.
Пример расчета. Размер средней пенсии составлял на момент оценки размера страхового тарифа 10 тыс. руб. в месяц, продолжительность предстоящей жизни пенсионеров составляла 240 мес., а их численность равнялась 10 млн чел. Совокупная величина выплаченных пенсий составила 24 трлн руб. (10000 руб. • 12 мес. • 20 лет • 10000000 чел.). Совокупная величина страхуемой заработной платы в размере 20000 руб. в месяц 14 млн чел. застрахованных работников за 36 лет их трудовой деятельности составит 120,96 трлн руб. (20 000 руб. • 12 мес. • 36 лет • 14 000000 чел.). Если мы разделим совокупную величина выплаченных пенсий па совокупную величину страхуемой заработной платы и умножим на 100%, то получим искомую величину страхового тарифа, которая будет равна 19,86%.
Накопительная пенсионная система строится на принципах капитализации взносов и персонификации пенсионных счетов. При этом устанавливаются уровни страховых взносов и пенсий (как наемных работников, так и работодателей), которые накапливаются на индивидуальных счетах в пенсионном фонде. На них начисляются проценты в течение трудовой жизни застрахованного, а при выходе последнего на пенсию эти средства используются для выплаты пенсий (ренты). В системах с установленным уровнем пенсий индивидуальные взносы, накапливаемые с учетом процента приращения (через их капитализацию), вплоть до выхода на пенсию должны соответствовать расчетному уровню затрат на соответствующие пенсионные выплаты.
В результате размер пенсий отражает как взносы, так и проценты на сумму взносов трудящихся за их трудовую жизнь, а не только заработки в годы, непосредственно предшествующие их выходу на пенсию. Однако у данных систем нет преимуществ, присущих системам с универсальными и фиксированными пособиями, для которых характерен дух солидарности с малоимущими слоями населения.
К преимуществам накопительной системы можно отнести:
– независимость от демографических проблем в стране – соотношения числа трудящихся (плательщиков страховых взносов) к числу получателей пенсий (пенсионеров);
– свободу выбора и обеспечение более высокой по сравнению с распределительной системой дифференциацией размеров пенсии в зависимости от заработка и эффективности использования накоплений.
Однако накопительная система не является идеально работающей в любых условиях. Ряд факторов оказывает негативное воздействие на заложенные в ней рыночные механизмы. Определяющими среди них оказываются темны экономического роста и уровень заработной платы в стране, рост инфляции и способность инвестиционного дохода компенсировать и превысить обесценивание денежных средств в результате инфляции в долгосрочной перспективе. Нельзя не учитывать степень финансового риска пенсионных инвестиций, что зависит как от действующего в стране законодательства, регулирующего финансовый и фондовый рынки, так и от степени стабильности экономики.