Курортный сбор в России
Курортные, или «туристические» налоги достаточно давно взимаются во многих зарубежных странах. В Италии, Испании, США, Египте, Таиланде и ряде других государств такой сбор с туриста получают при въезде в страну или выезде из нее, либо включают в стоимость авиабилета, гостиничных, визовых платежей и т.п. В 2017 г. курортный сбор решено ввести и в России. О том, что это за сбор, кто и где будет его платить, а также в каком размере – расскажем далее.
«Курортным» называют один из видов налогов, который государство устанавливает в местностях, куда массово приезжают граждане для проведения отпуска, санаторного лечения и т.п. Это фиксированная сумма, которую туристы и отдыхающие платят в бюджеты регионов за время пребывания там на отдыхе.
Поступления от курортного сбора поступают в местный бюджет и направляются на развитие курортно-санаторной инфраструктуры региона.
Закон о курортном сборе уже действовал в России в период с 1991 по 2004 г.г. Тогда его размер составлял 5% от МРОТ, но в силу неэффективности этот закон был отменен. Согласно новому закону от 29.07.2017 № 214-ФЗ, введение дополнительного сбора с туристов представляет собой эксперимент, направленный на развитие курортных зон пока лишь в четырех регионах России:
- в Крыму,
- в Алтайском крае,
- в Краснодарском крае,
- в Ставропольском крае.
Временные рамки эксперимента ограничены: взимание сбора начнется не ранее 01.05.2018г. и продлится до 31.12.2022 г. По окончании эксперимента законодатели оценят его эффективность и, возможно, закон о курортном сборе распространится и на остальные «курортно-санаторные» регионы страны.
На территории субъекта сбор вводится местным законом, которым устанавливается конкретная территория его действия, размер, порядок перечисления в бюджет и т.д.
Закон определил максимальный размер курортного сбора, вводимого региональными властями: в 2018 г. сбор не может превышать 50 рублей, а с 2019 г. его сумма ограничена 100 рублями.
Размер взимаемого сбора фиксированный, но может меняться в зависимости от сезона, например, повышаться летом и быть минимальным в зимний период, или быть вовсе нулевым, если, по мнению местных властей, это привлечет больше отдыхающих. Также, допускается изменение суммы сбора в зависимости от времени пребывания отдыхающего в курортной зоне, или степени значения курорта (ст. 5 закона № 214-ФЗ).
Конкретные размеры сбора регионы определят в своих нормативных актах сами, хотя уже сегодня предполагается, что курортный сбор в Крыму составит от 25 до 30 руб. в сутки, на Алтае – 30 руб., в Ставропольском крае – 30-50 руб. за сутки пребывания. Самый низкий предполагаемый курортный сбор – в Краснодарском крае: ожидается, что он не превысит 20-30 руб. в сутки.
Платить курортный сбор должны все совершеннолетние физлица, проживающие в гостинице, или ином объекте размещения более 1 суток (24 часов). Сбор распространяется не только на российских граждан, но и на иностранцев. При этом он не будет взиматься с лиц, работающих, либо проживающих в курортных зонах, или имеющих там недвижимость, со студентов, обучающихся на данной территории, с больных туберкулезом, с лиц, прибывших для получения специализированной медпомощи или на реабилитацию, малоимущих семей и граждан, инвалидов I и II группы и сопровождающих их лиц, инвалидов войны, ветеранов боевых действий, участников ВОВ, Героев РФ, Советского Союза, Соцтруда и других (ст. 6 закона № 214-ФЗ). Данный список льготников может быть расширен местным законом.
Для исчисления общей суммы сбора число дней проживания в объекте размещения (без учета дня заезда) умножается на установленный в регионе курортный сбор. Сумма сбора не должна включаться в стоимость проживания.
Взимание сбора происходит не позднее выезда физлица-плательщика из гостиницы или иного места проживания. Физлицо уплачивает необходимую сумму оператору курортного сбора — это организации или ИП, предоставившие услуги временного проживания. При этом физлицо должно получить от оператора документ, подтверждающий факт уплаты сбора. Каким будет этот документ (чек, квитанция, и т.п.) пока не ясно, его форму должно утвердить Правительство.
Льготники, освобожденные от уплаты курортного сбора, должны подтвердить это соответствующими документами, которые предъявляются оператору. Недопустимо повторное удержание курортного сбора за один и тот же период проживания на «курортной» территории.
Перечисление удержанного сбора в бюджет возложено на операторов курортного сбора. Срок перечисления должен установить закон субъекта, при этом он не может быть ранее истечения срока проживания физлица-плательщика (ст. 8 закона № 214-ФЗ).
Пока неизвестно, каким образом операторы курортного сбора будут вести учет полученных средств и отчитываться перед бюджетом. В то же время, всем операторам придется подавать сведения для включения в специальный реестр, а также нести определенную ответственность.
Несмотря на то, что закон № 214-ФЗ вступил в силу в день официального опубликования 30.07.2017 г., в 2017 году сбор с отдыхающих и туристов взиматься не будет. Все участвующие в эксперименте регионы должны принять и опубликовать свои собственные региональные законы, о введении курортного сбора до 01.12.2017 г. Регион вправе отказаться от введения сбора, если сочтет его экономически нецелесообразным.
12:56 14 марта 2014
Налоги и взносы | 10:23 19 апреля 2017
КБК | 10:01 1 сентября 2017
14:15 4 апреля 2014
10:39 30 сентября 2014
Предприниматели в России ведут активную личную жизнь, приветствуют присоединение Крыма и не боятся санкций
Налог на прибыль | 15:41 3 декабря 2014
Экономика и бизнес | 12:01 25 мая 2015
Экономика и бизнес | 16:19 11 декабря 2015
Кадровое делопроизводство | 12:22 16 июля 2015
НДФЛ | 13:48 16 ноября 2017
НДФЛ | 16:37 6 апреля 2016
Налоги и взносы | 11:04 28 февраля 2017