Написание отчета по практике ; план и правила написания
Не только первокурсники, первый раз в жизни прошедшие стажировку, интересуются вопросом написания отчета по практике на производстве.
Студенты, которые в ближайшем будущем получат дипломы выпускников, тоже задают аналогичный вопрос. В большинстве ВУЗов студентам за все время учебы предстоит три раза пройти практику, и после каждой необходимо составлять упомянутый выше отчет.
В данной статье мы расскажем:
- Как написать отчет по практике, чтобы он устроил руководителя, и его не нужно было переделывать.
- На что нужно заострить внимание при составлении документа.
- Самые распространенные ошибки при составлении отчета по практике и как их избежать.
Данную практику студенты должны пройти в самом начале обучения, как правило, на первом или втором курсе.
К отчету не предъявляются повышенные требования: студенту хватит прописать принцип деятельности предприятия и сделать заключение о соответствии принятых на нем стандартов работы выбранной специальности.
Под прохождением производственной практики подразумевается подкрепление полученных ранее теоретических знаний, навыками практического характера. Студент 3-4 курса, являющийся стажером, принимает непосредственное участие в деятельности предприятия.
В отчете по практике, соответственно, нужно включить информацию о действиях, которые были самостоятельно выполнены и подтверждены приложениями. Как правило, в качестве приложений используются примеры чертежей и расчетов, образцы разработанных стажером-студентом документов – эти моменты зависят от профиля образования.
Преддипломная стажировка всегда проходит перед тем, как студенту предстоит сдавать государственные экзамены.
Отчет по практике должен содержать не только приложения, но и сведения об использовании полученной информации и приобретенных навыков при написании дипломной работы.
Многие студенты озадачены, как написать отчет по практике, чтобы при его защите не возникло проблем?
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо разделить работу по составлению отчета по практике на следующие этапы:
- Составление плана.
- Анализ собранных сведений.
- Фактическое написание отчета по практике.
Большинство учебных заведений дают студентам уже готовые планы, которые оформляются в виде методических рекомендаций. Если такого «бонуса» нет в вашем ВУЗе, придется заниматься составлением плана самому.
В большинстве случаев, отчет по практике состоит из следующих составляющих:
- Введение.
- Общая часть, состоящая из различных разделов и подразделов.
- Заключительная часть.
- Приложения.
- Cписок документов и использованной литературы.
- План необходимо включить в отчет в форме содержания или оглавления.
Результаты и ход практики должны быть отражены в специальном дневнике. Его необходимо заполнять на протяжении всего периода стажировки. Перед тем, как приступить к написанию отчета по практике, не лишним будет просмотреть содержание дневника, чтобы освежить в памяти важные моменты и наметить список литературы, которую можно использовать для подкрепления имеющейся информации.
К примеру, студенты-юристы, которые на практике занимались составлением нормативных документов и договоров, имеют право при составлении отчета ссылаться на законодательную базу. Если говорить о будущих педагогах, то они могут сослаться на методические рекомендации по преподаванию различных дисциплин и пр.
Если вы составляете отчет по заранее разработанному плану, то он должен выглядеть, как последовательное изложение теоретической информации, приобретенной в ходе стажировки, которая подкрепляется примерами из практики.
Следуя логике, можно разделить текст отчета на две части:
- Описание предприятия. Нужно отобразить следующие моменты:
- Организационную форму.
- Структуру.
- Производственные стандарты.
- Направление деятельности.
- Нормативно-правовую базу, которая ее регулирует.
- Раскрытие сути пройденной стажировки. Здесь необходимо отобразить:
- Объем выполненной работы, ее вид.
- Проблемы, которые возникли при этом.
- Пути решения выявленных проблем.
- Заключение – описание результатов пройденной практики.
Если перед вами стоит вопрос, как правильно написать отчет по практике, то он относится, как к его форме, так и к содержанию.
Чтобы в будущем вам не пришлось переделывать работу (этот момент может грозить тем, что вас не допустят к сдаче экзаменов), рекомендуется заблаговременно уточнить важные нюансы на кафедре.
К примеру, отличия могут быть в стандартах оформления плана:
- В виде содержания, указывающего на конкретные подпараграфы и параграфы.
- В виде оглавления, которое раскрывает лишь основные разделы отчета.
Вдобавок, часто приходится сталкиваться со сложностями в отношении очередности расположения элементов отчета. К примеру, место, куда должны быть вставлены приложения: после заключения, перед ним или их располагают по всему тексту.
Имеются и общие стандарты оформления отчета по практике – их следует придерживаться во всех случаях:
- Необходимо прошить готовый документ. Его необходимо пронумеровать, начиная со 2 листа. Можно также прибегнуть к брошюровке.
- Обложка должна содержать такую информацию:
- Наименование учебного заведения.
- Название отчета.
- Год, когда он составлялся.
- ФИО стажера-студента, номер группы и курса.
- Наименование предприятия, которое предоставило возможность пройти практику.
- ФИО куратора практики от ВУЗа.
- Отчет необходимо выполнить на белых листах бумаги формата А4. Вариант оформления – машинописный. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14.
- Размеры полей формы отчета должны быть следующими:
- По правому краю – 10 мм.
- По нижнему и верхнему полям – 20 мм.
- По левому краю – 30 мм.
Вдобавок, все параграфы и разделы должны иметь порядковые номера. Подпараграфы и параграфы должны иметь нумерацию в пределах материнского параграфа. Важная информация: математические знаки (это не имеет отношение к цифрам), в тексте отчета по практике, чаще всего запрещаются – их допускается использовать только в приложениях (рисунках, расчетах, формулах и т.д.).