Бронхиальной астме подвержены, к сожалению, не только взрослые, но и дети — причём разного возраста. Болеют многие тяжело, потому что часто вовремя не ставится правильный диагноз и не начинается лечение… Бывает, виноваты не врачи, а родители — не обращаются за помощью или не следуют рекомендациям.
Каковы первые признаки бронхиальной астмы у детей? . Ко мне как-то обратилась мама с годовалым ребёнком,— так начал разговор со мной врач-аллерголог. Семья неблагополучная, мальчик — третий по счёту. Педиатр часто предупреждал неразумную женщину: частый кашель и приступы удушья у малыша говорят о начавшемся заболевании.
Но мама противоречила: «Подумаешь, кашель! Температуры же нет. Дадим сока редьки с сахаром — и всё пройдёт». Но ребёнок часто болел ни с того ни с сего — «просто так». А к тому же в доме не переводились собаки и кошки. Возможно, была аллергия на животных. Ко мне женщина согласилась пойти, когда приступы у сына стали чаще и малыш надолго попадал в стационар. На обследовании была выявлена бронхиальная астма…
— А у шестилетней Ани приступов удушья пока не было — астма лёгкой степени,— рассказал мне следующую историю врач.— Почему возникла болезнь? Возможно, был виноват поздний токсикоз — беременность мама носила тяжело. И до года девочка наблюдалась у меня с постоянным дерматитом из-за пищевой аллергии. Потом ребёнок ничем не болел, но родители знали: проблемы с кожей у ребёнка первого года жизни предупреждают о возможном развитии астмы! За диетой дочери следили, но некоторые поблажки сыграли свою злую роль: на шестом году жизни у девочки две пневмонии подряд, следом — бронхиты. Постоянная усталость, вялость, снова высыпания на коже. Диагноз неутешительный — астма.
У ребёнка постарше болезнь можно определить по тому же кашлю без температуры и одышки при физической нагрузке. На школьников могут жаловаться физкультурники: «На перемене бегает, а на уроке отказывается — плохо, мол, станет!» А ведь ребёнок ограждает себя от мучительного удушья после длинных дистанций. Вот как раз учитель и может раньше родителей диагностировать бронхиальную астму у ребенка. Соседка-учительница как-то пожаловалась: «С моих уроков одна девочка постоянно отпрашивается. Говорит, голова болит и сердце с перебоями стучит. Сначала отпускала Марину, а потом на контрольную всё же оставила. Так девочка через десять минут в кашле зашлась. Аллергия на меня, что ли?» В этом случае причиной оказалась реакция на запах духов учительницы.
Так что реакция может быть на всё что угодно. На ржаную муку, а значит, на чёрный хлеб, на рыбу, на школьный мел… Раздражитель этот надо постараться исключить. Но не забывать: со временем круг аллергенов расширяется.
А вообще астму можно контролировать. Определить продукт-аллерген поможет пищевой дневник. Каждый день подробно записывайте, что съел ваш ребёнок: вид каши, на воде или молоке приготовлена, с сахаром или нет; если колбаса, рыба, мясо, то какие; если сырок или мороженое — указывайте наполнитель. И обязательно отмечайте реакцию ребёнка.
Как ни жалко, но животных всех придётся убрать. Птиц, черепах, морских свинок — всех без исключения. Рыбок тоже — аллергичен их корм. К сожалению, аллергены животного в доме ещё несколько лет сохранятся. Заметили аллергию на пыльцу трав и деревьев? Надо знать периоды цветения растений. Если есть возможность — на это время выезжать. Нет — начать заранее принимать лекарства. А в наиболее «опасное» время меньше выходить на улицу и особенно беречься в ветреный день. Вышли всё-таки из дома — по возвращении всю одежду оставьте в коридоре и примите душ.
Специальными приборами — пикфлоуметрами (они продаются в аптеках) можно измерять пиковую скорость выдоха, норма её устанавливается по росту и состоянию ребёнка. А методика измерения проста: до приёма ингалятора три раза выдохнуть в прибор и средний показатель внести в таблицу (таблица 2). Через несколько дней можно будет строить графики — контролировать состояние и вовремя заметить наступление обострения. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.
Если показатели в зелёной зоне (100—80 % от нормы), значит, состояние удовлетворительное. График скатился в жёлтую (80—60 %) — предупреждает об ухудшении состояния, в красную (меньше 60 %) — сигналит об обострении заболевания. Если больные график ведут, то к врачу почти не обращаются. График свалился в жёлтую зону — удваивают дозу ингаляции, выходят в зелёную — на удвоенной дозе столько же дней идут, сколько были в жёлтой зоне.
Разница между утренним показателем пиковой скорости выдоха (ПСВ) и вечерним должна составлять не больше 20 %. Высчитывается она по формуле: (вечерняя ПСВ — утренняя ПСВ) х 100 % / 0,5 (вечерняя ПСВ + утренняя ПСВ). Например, утром выдохнули на 350, вечером — 380. (380 — 350) х 100 % / 0,5(380 + 350) = 8,2 %. Значит, в пределах допустимого.
Астма — это воспаление бронхов , и снимается оно только ингаляторами. Они хороши тем, что действуют местно и не вызывают привыкания. Есть баллончики для постоянного лечения, так называемой базисной терапии, и для скорой помощи.
И те и другие у астматика всегда должны быть под рукой. Переволнуется ребёнок, расстроится из-за низкой оценки или запах неприятный почувствует — приступ удушья снимет ингалятор скорой помощи.
Какова терапия бронхиальной астмы детей? Нельзя забывать про физическую нагрузку. Она многих выручает. Не все виды спорта, конечно, подходят таким больным. Бег, например, противопоказан. А вот бассейн даже рекомендуется. 14-летняя Марина рассказывала: на дачу на велосипеде 17 километров туда и обратно ездит легко, а бегать на физкультуре не может. С пяти лет занималась она танцами. Тяжеловато приходилось, но болела меньше.
Год назад перестала ходить в студию — и опять частые простуды, тяжелейшие обострения… Так что полностью исключать занятия спортом нельзя. Надо только подобрать подходящий вид. Дети с лёгкой степенью астмы частенько не отстают в физическом развитии от сверстников и получают по физкультуре пятёрки.
Обязательна для всех и дыхательная гимнастика. Шарики можно надувать или дуть на бумажные фигурки, подвешенные на нитке к потолку. Интересно ребятишкам пускать пузыри. Наливают в стакан воды, вздохнут поглубже и выдыхают через трубку — надо как можно больше на одном вздохе продержаться. Очень важно астматикам научиться дышать животом и стараться полностью выдыхать воздух. Возьмите зеркало, зажмите ребёнку одну ноздрю, и пусть он выдохнет другой. Если пятно маленькое — выдох недостаточный. Большое — хороший. Или сантиметровой лентой измерьте грудную клетку (под сосками) на вдохе и выдохе. Если разница меньше 4—6 см — значит, дышит неполной грудью.
И самое главное — самоконтроль! Не курить, исключить контакты с животными. Часто поражает безалаберность больных. Наблюдаю я за одним мальчиком с астмой средней степени. Дыхание Миши в покое слышно рядом стоящему, и даже при небольшом физическом напряжении ему становится плохо. Но, несмотря на мои запреты, мальчик занимается конным спортом. А ведь перхоть лошадиная — сильнейший аллерген! Не прислушивается ребёнок к словам. Поэтому и обострения у него частые, и курсы лечения длительные…
Где отдыхать ребёнку после учебного года? Ехать ли северянину на юг? На эти вопросы однозначного ответа нет. У Марины, например, заболевание проявилось именно на юге. Почти сразу, как сошла с поезда, заметила: открытые участки кожи покрылись сыпью. Испугалась, что чесотку в поезде подхватила. Но оказалось: аллергия на солнце. С тех пор как лето, так зуд и сыпь на лице, шее, открытых руках и ногах. С того времени астму ей и поставили. Теперь на лето уезжает в деревню — на юг Архангельской области. Говорит, дышится там легче.
Но кто-то поспорит со мной: привезут ребёнка с дерматитом на юг — и на второй день отлетит вся короста. Да, и они правы. Климат подбирается индивидуально и для здорового человека! Часто даже городская экология влияет на течение болезни. Таню, например, на полгода вывозят к бабушке в Холмогоры, что в той же Архангельской области. Лес недалеко, речка около дома. Девочка купается, водой обливается, босиком ходит. И ест всё, что в городе аллергию вызывает: молоко коровье, козье, йогурты, пироги. Но как домой возвращается, вымоется после дороги — на третий день сыпью покрывается. Так на водопроводную воду реагирует ребёнок.
Отправить учиться со всеми или оставить на индивидуальном обучении? Этот довольно серьёзный вопрос часто стоит перед родителями больного ребёнка. Но многие дети-астматики неплохо учатся даже в школах с углублённым изучением какого-либо предмета. Если занятий пропускает немного, успевает в учёбе — почему бы не быть вместе со сверстниками?
Астма — психосоматическое заболевание, и его течение часто зависит от отношения к больному окружающих. Наблюдаю одну девочку: она не чувствует себя ущербной. «Многие болеют, — говорит. — Вот у Вити больные почки». Света не видит разницы между ОРЗ и своим заболеванием. Девочке просто повезло: одноклассники не считают её инвалидом, не смеются над ингалятором. Да она уже и приспособилась: ингаляции делает на переменке в медицинском кабинете.
Велика тут роль классного руководителя: настроил детей, что одноклассница ничем не отличается от них, но беречь её надо. Быть милосердным не только не стыдно — достойно. Некоторые учителя больным детям сочувствуют и, бывает, завышают оценки. Зачем? Случается, ребёнок-астматик не может запомнить материал. Но не из-за того, что ленится — сказываются особенности заболевания: мозг страдает из-за нехватки кислорода.
Бояться заболевания не надо. Очень многие астматики живут нормальной жизнью, среди них немало и известных всему миру спортсменов. Но больной ребёнок требует особого ухода и контроля. И при правильном лечении он ничем не будет отличаться от сверстников.