Как банки нарушают права заемщиков и способы своей защиты
Взаимоотношения между клиентами банков и непосредственно самими кредитными учреждениями сегодня отлажены до автоматизма: финансовые операции совершаются дистанционно, обслуживание проходит быстро, пакет услуг регулярно расширяется. Неужели нет никаких проблем? На самом деле, есть немало случаев, когда банки нарушают права заемщиков. Поэтому нужно знать, как себя защитить, чтобы не нести дополнительных финансовых потерь и не сталкиваться с ненужными психологическими разбирательствами.
Отсутствие информации о стоимости кредита
Заемщик вправе выбирать наиболее выгодное для него предложение среди разных банков. Но для этого необходимо иметь полную информацию о кредитах в разных структурах, чтобы было, что сравнивать. Банки же часто предоставляют неполные сведения. Скажем, при обращении в кредитную организацию с желанием взять кредит стоимостью 50 тысяч рублей и сроком на 2 года, потенциальный заемщик может услышать только сумму ежемесячной оплаты. То есть без уточнения, какова процентная ставка, сколько ежемесячно погашается непосредственно тела кредита, и какая сумма – проценты за пользование заемными средствами. Можно возразить, что все эти данные есть в кредитном договоре. Но далеко не все читают и полностью понимают экономические термины. Поэтому клиент вправе требовать подробного разъяснения банковской услуги еще до подписания договора кредитования.
Требование о досрочном погашении кредита
Некоторые кредитные структуры требуют от своих клиентов досрочного погашения кредитов. Например, во время кризисной ситуации, ослабления курса рубля и пошатнувшегося материального положения некоторых заемщиков банки просто не вправе были требовать досрочно погашать займы. Да, кредитные организации несли убытки. Но они знают риски от своей финансовой деятельности.
Правда, есть один нюанс. Банки могут включить в кредитный договор пункт о досрочном погашении всей суммы долга в случае, если заемщик нарушает обязательства по возврату хотя бы части средств. Другими словами, если в договоре есть такой пункт, а потребитель имеет просрочки и ему уже начислялись штрафы, то банк может потребовать досрочное погашение.
Начисление комиссий за досрочный возврат кредита
Есть такое понятие, как прогнозируемая прибыль банка. То есть банк, который выдал кредит, планирует получить определенную прибыль от этих денег. Если же заемщик погашает кредит раньше срока, то эта прогнозируемая прибыль уменьшается. И еще несколько лет назад банки накладывали штрафы на заемщиков, которые досрочно погашали кредиты. Сейчас в законодательство внесены изменения, и такие действия являются незаконными. Максимум, что могут потребовать банки от клиента – это в письменной форме за 30 дней уведомить о желании досрочного погашения. Но когда дата установлена, и заемщик досрочно вносит деньги, то проценты по кредиту должны быть пересчитаны.
Передача личных данных коллекторским агентствам и третьим лицам
Банки оправдывают такое действие передачей не непосредственно данных о клиенте, а передачу прав по кредитному договору. Вообще-то момент это очень спорный. И если заемщику стали названивать коллекторы, то он имеет полное право обращаться в суд. Оптимально, если в судебном порядке установят приемлемый для заемщика график погашения долга. Но нужно учитывать, что Президиум Высшего Арбитражного суда РФ рассматривал вопрос передачи дел коллекторам, и встал на сторону банков.
Навязывание дополнительных услуг
Очень часто банковские структуры, которые выдают кредиты под достаточно низкие проценты, зарабатывают деньги на дополнительных услугах. Одной из самых распространенных является требование застраховать жизнь и здоровье при заключении кредитного договора. Более того, многие банки указывают конкретную страховую компанию, на счет которой должны поступить деньги.
На самом деле заемщика не должны обязывать страховать свою жизнь. Об этом же говорит и статья 935 часть 2 ГК России – нельзя возлагать на человека обязанность застраховать свою жизнь. Закон потребителей, кстати, тоже запрещает предоставление одних услуг за счет обязательного приобретения других. Почему же банки продолжают включать услугу страхования в типовые кредитные договора? Эксперты уверяют, что без этой графы стоимость кредитов была бы немного выше. Но каждый заемщик вправе требовать, чтобы такой пункт убирали из кредитного договора.
Наложение штрафа за отказ от кредита
Заемщик вправе отказаться от получения кредита даже после того, как будет подписан кредитный договор. Причины этого могут быть самые разные: потребитель может передумать, во время телефонного разговора узнать о более выгодном предложении в другом банке и тому подобное. В любом случае заемщик не должен платить штраф. Даже если он битый час уточнял подробности этого кредита у сотрудника и разбирал каждую строчку кредитного договора.
Несколько советов заемщикам:
- При заключении кредитного договора важно внимательно читать все его пункты. Если что-то непонятно, или же какое-то требование банка противоречит закону, то все это нужно решать до подписания документа. Правда, 99% заемщиков начинают читать договор только в том случае, если возникают просрочки, им начисляют штрафы и появляются иные недоразумения.
- Если банк начинает требовать, например, досрочно погасить кредит, важно сразу же поговорить с юристами. Они подскажут правильную линию поведения в данной ситуации. Причем если у вас нет средств для офлайн-консультации, следует задать свой вопрос на тематических сайтах. На многих из них существует возможность оказания бесплатной юридической помощи. И специалисты дают действительно дельные советы и ссылки на законы и нормативные акты.
- Не стоит бояться отстаивать свои права в суде. Во многих случаях суд встает именно на сторону заемщика. Особенно, если он не отказывается от взятых на себя обязательств.