Правила выбора лодочного мотора и его обкатки
Каждый владелец лодки или человек только еще планирующий приобрести плавательное средство задается вопросом, как выбрать лодочный мотор. Сегодня на рынке множество лодочных двигателей, как внутреннего сгорания, так и электрических, и поэтому не удивительно, что глаза у покупателя разбегаются, и он не может сообразить, что хочет и, главное, что ему подойдет на самом деле.
Конечно, в вопросе покупки двигателя могут подсказать продавцы-консультанты соответствующих отделов магазинов, но все рано, чтобы говорить с ними на одном языке и не попасть впросак при покупке, необходимо вооружиться знаниями о том, какой мотор лучше подойдет для вашей конкретной лодки. О различных характеристиках лодочных двигателей мы и расскажем в этом обзоре.
Пусть новичков не пугает этот термин, им называют основной соединительный элемент узлов лодочного мотора:
В просторечии его именуют «ногой» или «сапогом».
Важным параметром является длина дейдвуда, выбор которой зависит от высоты транца лодки. В зависимости от моделей можно выбрать одну из трех моделей по длине «сапога», разница между значениями зависит от производителя:
- короткий дейдвуд – 367 или 454 миллиметра;
- длинный – 490 или 572 мм;
- экстра длинный – 612 мм.
В английской транскрипции часто используют обозначения длины «сапога», как в размерах одежды: S, L и XL — соответственно.
В случае установки длинной модели на лодку с коротким транцем, появляется большая вероятность закопаться винтами в дно, а при плавании на большой глубине будет наблюдаться существенное снижение скорости.
После того, как вы определились с длиной «ноги», пришло время рассмотреть вопрос о том, как выбрать лодочный мотор по мощности. Этот параметр зависит от габаритов вашей лодки и тех условий, в которых вы планируете эксплуатировать ваше плавательное средство.
С другой стороны слишком слабый мотор не даст лодке нужной скорости, а нагрузка на него будет несоизмеримой с габаритами судна.
Такие двигатели идеально подходят для судов длиной до трех метров, чаще всего используются с лодками из ПВХ. Они компактны, имеют встроенный бак для топлива, расход которого минимален по сравнению с более сильными моделями. Еще одним плюсом таких двигателей является необязательность их регистрации, в ГИМС ставят на учет моторы сильнее пяти лошадиных сил.
На лодках, оснащенных такими моторами легко троллинговать, кроме этого, их часто приобретают в качестве запасных или буксировочных двигателей для более длинных лодок.
Эти моторы имеют по сравнению с самыми слабыми моделями оптимальную мощность. Они обеспечивают отличный ход лодкам длиной до четырех метров и позволяют перевозить двух людей с грузом. Используют такие модели и с лодками из ПВХ, и в плоскодонках, и небольших каноэ.
Их небольшой, до 27 килограммов, вес позволяет легко переносить такие моторы вдвоем, или даже одному человеку с крепкой мускулатурой. Расход топлива тоже вполне приемлем.
Выбор лодочного мотора из этой мощностной категории позволит вам передвигаться большой компанией с тяжелым грузом на судах таких видов:
- на плоскодонках;
- на больших каноэ;
- на надувных лодках длиной до 5 метров;
- на небольших лодках из стеклоткани размером в 3,4 – 5 метров.
Такими двигателями часто оснащают даже небольшие парусные суда длиной до 7,5 метров.
Более крупные по мощности моторы рассматривать не будем, так как они для рыбалки применяются довольно редко.
Число тактов
Двигатели внутреннего сгорания, в том числе и лодочные, могут быть как двухтактными, так и четырехтактными. У каждого из них есть свои положительные и отрицательные стороны.
Двухтактные
Такой тип двигателя используется в современных бензопилах или триммерах, вот достоинства моторов такого типа:
- они более дешевы;
- развивают при одинаковой мощности большую скорость;
- удобней в эксплуатации;
- легкие по весу;
- просты в обслуживании и ремонте;
- большое количество запасных частей;
- большой ассортимент и спрос на вторичном рынке;
- более простая конструкция снижает риск поломок.
Между тем у двухтактного мотора есть и существенные недостатки по сравнению с четырехтактными моделями:
- шумность, которая часто мешает при троллинге;
- больше дыма и выбросов, поэтому на некоторых водоемах такие моторы запрещены для использования;
- необходимость в приготовлении бензиново-масляной смеси для заправки;
- неровный холостой ход;
- замасливание свечей;
- выход из строя карбюратора при длительных перерывах в эксплуатации.
Четырехтактные
Если вы хотите ставить на лодку из ПВХ или пластика более продвинутую модель, то вам нужно обратить внимание на четырехтактные двигатели. Эти двигатели сделаны так же, как и для вашего автомобиля, вот их достоинства:
- ровная и тихая работа, идеально для троллинга;
- экономичный расход топлива;
- экологичность таких моторов позволяет применять их везде;
- ровный холостой ход;
- не нужно готовить топливо;
- за такими моторами будущее, в основном по требованиям экологов.
Но в любой бочке с медом есть капля дегтя, так и наш фаворит – четырехтактный двигатель – без них не обошелся. Ниже перечислены недостатки таких агрегатов:
- они более тяжелые;
- выше по стоимости и ремонту;
- их мало на вторичном рынке;
- менее мощные;
- для транспортировки и хранения необходимы подставки.
Пришла пора поговорить о марках лодочных двигателей. Здесь, несомненно, нужно отметить некоторую брендовую накрутку на цены от наиболее известных производителей. Это явление присутствует не только в индустрии моторов для лодок, но и в других отраслях человеческой деятельности.
Но все-таки небольшой обзор популярных моделей лодочных двигателей мы представим:
- Yamaha 3AMHS. Популярный двухтактный мотор низкой ценовой категории. Этот трехсильный двигатель предназначен для лодок ПВХ с низким транцем. Средняя скорость передвижения около 10 км/час, максимальная – 19. Очень надежная и простая в управлении модель.
- HDX T 2.6 CBMS. Количество «лошадей» в этой тарахтелке всего 2,6 единиц. В остальном она походит на предыдущую, но чуть выше по стоимости.
- Yamaha 5CMH. Пятисильная двухтактная «Ямаха» — один из лидеров продаж. Двигатель надежен и легко выводит трехметровую лодку в глиссирование.
- Honda BF5AK2 SU. Отличный четырехтактный двигатель, долговечный и экономичный он некапризен к качеству топлива. К недостаткам можно отнести высокую цену, но это характерно для всех четырехтактников.
- Yamaha F5AMHS. Тоже четырехтактный двигатель с самыми наилучшими техническими и эксплуатационными характеристиками.
Обкатка лодочного мотора – важное мероприятие, которое продлит жизнь сердцу вашей лодки. Вот некоторые советы по правильной эксплуатации двигателя на первых этапах, когда идет притирка деталей друг к другу:
- после распаковки и установки не забудьте залить масло в редуктор;
- подготовить обогащенную маслом топливную смесь по рекомендации производителя для двухтактного мотора;
- количества смеси или бензина должно хватить на весь цикл обкатки – 10 часов.
После этого следуем алгоритмам в зависимости от типа вашего двигателя.
Двухтактный
Обкатывать двухтактный мотор нужно в такой последовательности:
- Заведите мотор и прогревайте на холостом ходу и малых оборотах 10-15 минут.
- Начинайте движение, на протяжении одного часа двигатель должен работать на минимальных оборотах.
- Добавляйте газ поэтапно, каждый час, в течение 6 часов до 75% мощности
- На всех этапах движения, в пределах 15-20 процентов, переменно и регулярно добавляйте и уменьшайте обороты двигателя.
- Оставшиеся 2-3 часа двигайтесь с переменной скоростью, выжимая газ на полную мощность, но не более чем на пять — десять минут, после пятиминутного замедления снова включайте полный газ.
- Перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать на тихом холостом ходу еще несколько минут, выработайте весь бензин из карбюратора, отключив подачу бензина.
Четырехтактный
Такие моторы нужно обкатывать немного по-другому:
- Первый бак бензина вырабатывается на холостом ходу или при движении на самых малых оборотах.
- Время от времени меняйте обороты, но не больше 2500 об/мин, дроссельную заслонку не открывайте больше чем на 50%.
- Во время второго часа можно разогнать двигатель до 3000 об/мин, заслонку можно открывать до 70%, приоткрывая, время от времени на полную.
- Восемь часов следует отъездить в щадящем режиме, ненадолго включая двигатель на полную мощность.