Знаменитая копейка, известная каждому советскому гражданину, снята с конвейера около сорока лет назад. Несмотря на возраст, первый шедевр автопрома СССР до сих пор передвигается по дорогам общего пользования. В основном водителями первой модели являются вчерашние ученики автошкол, жаждущие познать устройство машины на практике.
Конструкция системы распределения фаз на ВАЗ 2101
Основной системой, обеспечивающей жизнедеятельность двигателя, служит газораспределительный механизм. К основным деталям ГРМ можно отнести:
- распределительный вал;
- клапана;
- коромысла;
- цепь и служащие для нее успокоитель и натяжитель;
- шкивы.
Ко всем компонентам предъявляются высокие требования по точности, качеству, взаимному расположению поверхностей. При изготовлении используется технология упрочнения наружного слоя путем насыщения последнего азотом или углеродом на определенную глубину.
Модель работы механизма газораспределения
Свежая топливно-воздушная смесь насыщает цилиндр через впускные окна. Отработанные же газы выходят через выпускные. Эти два взаимосвязанных процесса должны стабильно происходить в определенные промежутки времени. В связи с этим, необходимо периодически проводитьрегулировку впускных и выпускных клапанов на ВАЗ 2101 , обеспечивая тем самым надежную и продуктивную работу двигателя.
Распределительный вал определяет, когда необходимо проделать один из вышеупомянутых переходов. Он состоит из спрофилированных по определенному закону кулачков. Именно последние, постоянно контактируя с коромыслами, подают команды на закрытие или открытие отверстий. Энергия для функционирования механизма передается от коленвала двойной цепью.
Почему необходимо периодически обслуживать систему газораспределения?
При работе двигатель нагревается. А каждое металлическое изделие имеет свойство расширяться под воздействием температуры. Зазор между рычагом клапана и кулаком необходим для компенсации увеличения линейных размеров нагретых деталей. Таким образом, при правильной регулировке коромысло постоянно находится в связи с распредвалом.
Сопряженные детали ГРМ постоянно подвергаются воздействию усилий, которые способствуют износу узла. Зазор постепенно начинает увеличиваться и, в конечном счете, выходит за границы допускаемого значения. Тогда мотор начинает издавать стуки, которые обусловлены нарушением целостности контакта рычага и кулачка.
При появлении таких симптомов необходимо срочно провести регулировку клапанов на двигателе ВАЗ 2101, иначе придется менять распределительный вал.
Под действием нагрузок растягивается и цепь. В конструкции узла имеется натяжитель, который может компенсировать удлинение передачи максимально в 4 мм. После этого ее необходимо заменить. Имеет место выработка успокоителя, контактирующего на протяжении всего времени с приводом.
Подготовка к операции регулировки клапанного механизма
Процесс следует проводить на охлажденном двигателе. В первую очередь, необходимо осмотреть состояние поверхностей распредвала, коромысел и подшипников на наличие забоин, трещин, царапин. Рекомендуется также определить величину вытяжки цепка на специальном приспособлении, а затем отрегулировать его натяжение или заменить на новый.
Опытные владельцы вазовской классики советуют выделить яркой краской метки на шкиве и корпусе двигателя.
Как правильно провести регулировку клапанов на ВАЗ 2101 самостоятельно?
Не даст разочароваться в результате четко определенная методика настройки ГРМ:
- повернуть коленвал по часовой стрелке для совмещения меток на шкиве и корпусе головки блока цилиндров;
- ослабить контргайку болта, влияющего на высоту коромысла;
- вставить щуп толщиной 0,15 мм и последовательно регулировать положение рычагов впускного клапана 3 цилиндра и выпускного 4;
- затянуть гайку, при этом пластинка должна перемещаться с легким защемлением.
Затем необходимо продолжать регулировку других пар клапанов ВАЗ 2101, поворачивая звездочку распределительного вала на 180 градусов. Их очередность указана в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Вазовская первая модель очень хороший инструмент для выработки навыков маневрирования и усвоения технической части машины. Начинающий автолюбитель может легко разобраться с работой основных механизмов и их правильной настройкой.