Регистрация по месту пребывания для иностранных граждан
Регистрация иностранных граждан по месту актуального пребывания
Миграционное ведомство России отмечает, что количество граждан центральноазиатских республик, находящихся в стране — более 4,3 млн. Кроме граждан Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана, немало приезжих из других стран. Контролировать такой поток гостей позволяет регистрация по месту пребывания для иностранных граждан.
Регистрация или миграционный учет
Существуют ли отличия между этими терминами? Согласно статье 4 закона № 109-ФЗ «О миграционном учете…», тогда еще ФМС с 2006 г. отменила регистрацию по месту пребывания иностранных граждан. Вместо этого производится миграционный учёт. Данное мероприятие включает в себя оба аспекта фиксации данных: регистрацию по месту жительства и одновременно учет по месту пребывания.
Строго говоря, такая регистрация предусмотрена для граждан России. Этот вид учета может быть временным или постоянным и в каком-то смысле является аналогом прежней прописки. Легализация пребывания трудовых мигрантов вызывала определенные трудности. Прописывать их либо было негде – ведь они проживали во времянках или строительных бытовках, либо владельцы помещений остерегались их регистрировать.
С учетом этого в 2007 году появились новые правила проживания иностранных граждан на территории РФ и режим оформления был несколько облегчен. Им больше не нужно получать временную прописку — независимо от цели въезда достаточно лишь бесплатно встать на учёт в территориальном органе ГУВМ МВД.
Миграционный учет не дает иностранцу прав на помещение, в котором его зарегистрировали.
Однако в некоторых случаях регистрация иностранца по месту пребывания нужна.
Категории иностранцев, которые должны зарегистрироваться
Миграционная служба регистрирует иностранцев и апатридов, которым был выдан вид на жительство или разрешение на временное проживание. Основанием для прописки служит право иностранного гражданина пользоваться помещением, расположенным в России. Это право регламентируется Жилищным кодексом РФ.
Получив одно из вышеупомянутых разрешений, иностранцу предписывается подать заявление в указанные законодательством сроки регистрации по месту пребывания иностранных граждан. Согласно закону, на это выделяются 7 рабочих дней.
Пакет документов
Порядок регистрации по месту пребывания иностранных граждан предполагает обращение в миграционный орган лично или посредством законного представителя. В электронном виде эта услуга пока не предоставляется.
Подавая заявление, иностранец должен предъявить:
- документ, удостоверяющий личность (признаваемый властями РФ);
- ВНЖ/РВП;
- оригиналы и копии документов, подтверждающих права на жилое помещение.
Для лиц без гражданства этот список состоит только из ВНЖ/РВП и документов, удостоверяющих право на жилье.
Копию миграционной карты можно предоставить как дополнительный документ. Сотрудник территориального миграционного органа может проверить информацию об иностранце и реквизиты его карты через Государственную систему миграционного учета.
Регистрация и срок пребывания
Период нахождения на территории РФ ограничивается миграционным законодательством.
Согласно пересмотренным федеральным законам от 23.07.2013 № 224-ФЗ и от 28.12.2013 № 386-ФЗ, допускается продление этого срока, если «изменились условия или перестали существовать обстоятельства, по которым иностранцу было разрешено въехать в РФ».
Чтобы оформить продление регистрации иностранного гражданина по месту пребывания, нужно не позже чем за 7 рабочих дней до завершения срока подать соответствующую заявку или ходатайство в подразделение ГУВМ МВД.
В заявлении должны содержаться следующие данные:
- Причина продления срока.
- ФИО иностранца.
- Дата рождения.
- Гражданство.
- Реквизиты удостоверения личности.
- Адрес места пребывания.
Оригиналы и копии удостоверения личности иностранца и документов, подтверждающих изменение условий, на которых ему позволили въехать в страну, нужно подать вместе с заявлением.
Решение о продлении возлагается на руководителя местного подразделения миграционной службы или его заместителя. Ответ будет получен не позднее 7 рабочих дней со дня подачи ходатайства. В случае положительного ответа в миграционную карту приезжего проставят соответствующую отметку.