Невзирая на то, что занятия йогой на данный момент очень популярны в мире, опыт указывает: многие до сего времени не совершенно понимают, что все-таки такое йога
На самые нередко задаваемые вопросы по этому поводу отвечают спецы сети YOGA PRACTIKA.
Правда ли…
…что по-настоящему заниматься йогой могут только индийцы, ну либо вообщем «восточные люди»? И что западному человеку все это труднодоступно?
Нет, это неправда. Йога, хотя и родилась в Индии, не принадлежит какому-либо определенному народу либо местности; точно так же она не имеет никакого дела к определенным кастам либо религиям. Естественно, зависимо от определенных критерий нужна некая корректировка — к примеру, если гласить в целом, у индийцев мускулы более мягенькие и пластичные, чем у западных людей. С учетом этих и других особенностей и при уместно составленной программке заниматься йогой с полезностью себе и собственного здоровья могут все — и европейцы, и африканцы, и обитатели Последнего Севера.
…что для удачной практики йоги нужно стопроцентно погрузиться в ее философию? Что без этого не будет прогресса?
Йога — сначала, практический способ, хотя она и заходит в одну из 6 официально общепризнанных в Индии философских систем. Люди, которые желают заниматься йогой «для здоровья», совсем не должны загружать собственный мозг философией. «На наших упражнениях, — гласит Лена Ульмасбаева, директор Столичного центра йоги Айенгара, — мы стараемся связать главные понятия философии йоги с практикой. Это делается для того, чтоб люди, посещающие наши классы, понимали: законы, которые управляют телом и психикой человека, его поведением и чувствами, и законы, управляющие окружающим нас миром — едины. Другими словами, главные понятия философии йоги даются опосредованно, через практику».
… что для прогресса в йоге нужен аскетизм?
Конечно, нет. Такое мировоззрение основывается на стереотипном представлении об адепте йоги как об истощенном, в набедренной повязке, заросшем бородой отшельнике, который дремлет на гвоздях и годами обходится без еды. Но это всего только образ, растиражированный кино и беллетристикой. Кстати, в христианской традиции было много аскетов (тех, кто «умерщвлял плоть»), но навряд ли кто-то станет проводить жесткую параллель меж христианством и аскетизмом.
Посреди йогов наверное есть аскеты — точно так же, как и вообщем посреди всех людей. Но в целом йога и аскетизм — это все-же различные вещи. В Бхагават-гите написано: «Если человек ест очень много либо очень не достаточно, дремлет очень много либо очень не достаточно, ему нереально стать йогом… Тот, кто соблюдает режим пищи, сна, отдыха и работы, может облегчить свое физическое состояние, занимаясь йогой». Другими словами, йога, сначала, призывает к умеренности, а совсем не к каким-то крайностям.
…что йога — это, сначала, дыхание?
Вообщем говоря, вся наша жизнь — дыхание. Вправду, различные виды пранаямы (специальной техники контроля над дыханием) можно именовать основой йогической практики. Так же, вобщем, как и выполнение асан (поз). Другой вопрос, что для того, чтоб начать заниматься пранаямой, нужно укрепить тело и стабилизировать разум при помощи практики асан.
Если у человека сутулая спина, грудная клеточка «закрыта», область диафрагмы зажата, если человек не может расслабляться, не может сконцентрировать внимание на объекте, и т.д. — тогда практика пранаямы не даст развития, а может даже навредить. «Именно потому, — гласит Лена Ульмасбаева, — мы начинаем учить пранаяме, как минимум, после года постоянных занятий асанами».
А когда можно перебегать на последующий уровень занятий? Как осознать, скажем, что ты готов для того, чтоб практиковать пранаяму?
Продвижение от уровня к уровню находится в зависимости от личных особенностей, возраста, состояния здоровья, регулярности занятий. Оценить ваше состояние и советовать перейти в класс другого уровня может неизменный педагог — нужно его просто спросить об этом. Если вам уж совершенно не терпится перейти в более насыщенный класс, вы, естественно, сможете это сделать. Но при всем этом продолжайте ходить в исходные классы, чтоб нарабатывать базу.
А могут ли верующие заниматься йогой? Не противоречат ли занятия йогой религиозным убеждениям?
Это похоже на вопрос «А можно ли играть в шахматы, не противоречит ли это религиозным убеждениям?» — ведь традиция йоги, как и традиция игры в шахматы, уходит корнями в индийскую культуру.
В Индии йогой зани
маются люди, принадлежащие различным исповеданиям, и этот вопрос там не появляется. Да, за практикой йоги стоит определенная философская школа, но это тоже не противоречит никаким религиозным убеждениям — одно и другое соотносятся так же как, к примеру, западные школы философии соотносятся с христианством.
Умопомрачительно, но в большинстве случаев такие вопросы задают конкретно христиане, в особенности православные. Видимо, исповедники, запрещающие собственной пастве заниматься йогой, реагируют на слово, в которое нередко вкладывается смысл, дальний, а иногда и обратный нашей практике. А именно, слово «йога» вызывает отторжение поэтому, что ассоциируется с различного рода тоталитарными сектами — а это совсем не соответствует реальности. Йога — не секта. И не религия. Это система техник, содействующих равновесному развитию человека, как физическому, так и психоэмоциональному.
Человек может практиковать йогу, не вкладывая в это никакого высшего смысла: просто заниматься телом, дыханием и упражнениями на концентрацию, и относиться к этому, как к практике для здоровья, как к гармонизации внутреннего и наружного места. Можно быть иудеем, мусульманином, буддистом, индуистом, христианином либо безбожником — и притом заниматься йогой, ведь она не критикует ни одну из религий, равно как и не призывает под знамена ни какой-то из них.
Хотя можно сказать, что поистине христианский стиль жизни — это и есть йога. Махатма Ганди, государственный герой Индии, был последователем йоги, но его настольной книжкой была Библия. А принципы ямы (первой ступени йоги, о которой мы уже ведали ранее), почти во всем похожи на библейские заповеди: ненасилие, правдивость, неворовство, целомудрие, нестяжательство. Вобщем, приблизительно такие же своды правил вы отыщите во всех религиях мира.
Правда ли, что йога — это все-же магическое учение, и основная ее задачка — развитие сверхъестественных возможностей?
По сути, в йоге нет ничего магического. Может быть, такое представление о ней сложилось поэтому, что длительное время она была «закрытым» учением, передающимся от учителя к ученику. Не считая того, свою лепту занес факиризм (все то же лежание на гвоздях и т.д.) и плюс к тому новомодные неоиндуистские течения, которые, к огорчению, принято сравнивать с йогой. Что все-таки касается развития определенных возможностей…
Да, йога делает человека более гибким и сильным — не только лишь на физическом уровне, да и ментально, развивает концентрацию, умение созидать ценности и отсекать то, что мешает сосредоточиться на главном.
Может быть, в наше время такие возможности вправду можно именовать сверхъестественными!