Главная 16 Банкротство юридических лиц 16 Круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами — Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами — Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Услуги, которыми следует пользоваться, оформляя банкротство юридических лиц

Круг юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами

Банкротство должников является неотъемлемой частью имущественного оборота. В результате банкротства юридических лиц происходит перераспределение собственности, имущество переходит из одних рук в другие. Более удачливые и предприимчивые предприниматели» более сильные организации, способные воспользоваться вновь приобретенным имуществом наиболее оптимальным способом, получают в свое распоряжение средства, которыми не смогли воспользоваться эффективным образом другие участники рынка. Новые собственники получают посредством банкротства юридических лиц возможность пустить освободившие активы в новое производство, либо на основе полученного модернизировать уже имеющееся производство, не говоря о том» что в результате смены собственника могут происходить кардинальные изменения, способствующие повороту в направлении деятельности юридических лиц, ставших банкротами, что может привести в конечном счете к оживлению производства.

Банкротство — это не зло. Освобожденные средства, полученные в результате банкротства одного юридического лица никуда не исчезают. Они лишь видоизменяются и приобретают качественно новые формы. Именно с этой точки зрения банкротство является непременным атрибутом любой рыночной экономики. Банкротство — это иногда благо, так как оно высвобождает «застывшие» средства и дает им качественно новое выражение в руках более предприимчивых участников рыночной сферы хозяйства. Само существование возможности попасть в процесс банкротства заставляют юридические лица более правильно расходовать свои средства, модернизировать производство, искать новые сферы рынка, повышать качество продукции. Именно действуя на рынке таким образом юридическое лицо может быть уверено, что его продукция или услуги всегда будут пользоваться спросом, а, следовательно, такому лицу менее всего вероятно будет грозить возможность банкротства. Само существование института несостоятельности стимулирует участников рыжа к добросовестным действиям, в результате чего любой знает, что если он не будет производить вовремя и правильно расчеты со своими контрагентами, то он может попасть в процедуру банкротства Возможность потери бизнеса заставляет любого участника рыночной экономики вести свои дела добросовестно и эффективно.



Банкротство позволяет закрывать нерентабельные и устаревшие производства, способствуя продвижению на рынке более рентабельным и модернизированным предприятиям.

Таким образом, процесс банкротства как правило способствует перераспределению имущества между юридическими лицами и нормальному функционированию экономики.

Однако у любого правила есть свои исключения. Существуют и такие организации, признание которых банкротами может негативно сказаться на экономике страны, ее безопасности или затронуть негативным образом иные существенные стороны жизни государства и его населения. Таковыми являются, в частности, многие государственные унитарные предприятия. Для таких юридических лиц должны существовать определенные ограничения в области распространения на них норм законодательства о банкротстве.

В связи с этим п.2 ст.1 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда».

Таким образом, казенные предприятия в соответствии с Законом о банкротстве освобождены от распространения на них норм о банкротстве (аналогичное положение содержится и в п.1 ст.65 ГК РФ).

Вместе с тем, полагаю нужным отметить, что далеко не все казенные предприятия, видимо, имеют важное экономическое, оборонное или социальное значение. Но в силу закона такие организации не могут быть, также как и все другие казенные предприятия, признаны банкротами. Представляется, что в данном случае законодательство должно предусмотреть возможность (при определенных условиях) вовлечения указанных унитарных предприятий в процесс банкротства, так как с точки зрения смысла установления данного запрета они не должны подпадать под льготную группу юридических лиц, освобождаемых от банкротства.



Многие цивилисты, в частности Ю. Свит Свит Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. №10. С. 21. и М.В. Телюкина в комментарии к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» утверждают, что исключение казенных предприятий из числа лиц, на которые должны распространяться нормы о банкротстве объяснимо тем, что «ответственность по долгам казенного предприятия в соответствии с п.5 ст.115 ГК РФ несет Российская Федерация». Телюкина МБ. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998.С. 4. Далее Ю. Свит в своей работе развивает эту мысль, утверждая, что «. требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличии в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность». Свит 10. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. №10. С. 21. На основании этого Свит пишет, что казенное предприятие «не может быть признано банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который песет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК)..». Свит Ю. Указ. соч. С. 20.



Данный вывод вызывает определенные сомнения. Принимая во внимание, что казенное предприятие несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, лишь при недостаточности которого собственник привлекается к субсидиарной ответственности (п.5 ст. 115 ГК), применение к ним некоторых процедур банкротства (внешнее управление, мировое соглашение) было бы весьма целесообразным, поскольку данное обстоятельство позволило бы сохранять активы неплатежеспособных казенных предприятий.

Как видно из приведенных текстов статей, закон распространил действие норм законодательства о банкротстве на некоторые виды некоммерческих организаций, исключив другие некоммерческие организации из сферы своего регулирования.

Таким образом, в силу ст.50 ГК РФ не могут быть признаны банкротами следующие юридические лица, которые, если следовать смыслу закона, делятся на два типа.

Первый тип — это коммерческие организации, действующие в организационно правовой форме казенного предприятия.

Второй тип — некоммерческие организации, подразделяющиеся на:

· организации, созданные в форме общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений;

· организации, созданные в иных формах.

«Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующе изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Ю. Свит. Там же.



В связи с этим выходят на поверхность некоторые несоответствия законодательства в сфере регулирования банкротства некоммерческих организаций. Кроме этого, целесообразность некоторых существующих ограничений в области возможности признания должников банкротами также может быть поставлена под сомнение,

Исходя из изложенного, стоит поставить следующие вопросы:

· насколько оправдано ограничение действия норм о банкротстве для иных некоммерческих организаций, на умазанных в законе как подпадающих под такое регулирование;

· насколько правильно не распространять действие данных норм на все казенные предприятия независимо от их значимости и вида деятельности. Указанные проблемы будут исследованы в отдельных параграфах главы 4 данной диссертации.

Закон о банкротстве подходит к сфере регулирования вопросов банкротства юридических лиц последовательно и системно, им выработаны общие положения о банкротстве должников.

Вместе с тем, Закон сталкивается с такими случаями, когда обычный подход, использующийся при применении норм, регулирующих сферу банкротства юридических лиц, не всегда целесообразен для отдельных категорий должников и не может урегулировать вопросы банкротства в рамках существующего законодательства, не нарушив общий смысл восстановительных процедур и их предназначения, не говоря уже о социальных и иных аспектах деятельности общества и государства.

«Специфика положения или деятельности некоторых юридических лиц диктует необходимость применения некоторых особых правил регулирования их создания, деятельности и ликвидации, в том числе и ликвидации в результате признания несостоятельности. Специальные нормы необходимы для обеспечения защиты интересов как должника, так и кредиторов, поскольку общие нормы в силу особенностей должников отдельных категорий не могут в достаточной степени обеспечить соблюдение баланса интересов участников производства по делу о несостоятельности (что ярко проявилось за 5 лет действия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который предъявлял ко всем должникам одинаковые требования)». Телюкина М.В. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998. С. 232.



Именно поэтому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» включает в себя главу VIII «Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц», где предусмотрены отдельные положения, касающиеся особенного регулирования вопросов банкротства тех категорий должников, для которых такое регулирование необходимо.

В соответствии с этим Законом о банкротстве выделены следующие категории должников — юридических лиц, для которых предусмотрены особенности регулирования процессов их несостоятельности:

· профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Кроме того, специальным законом была выделена еще одна категория должников, к которым применяются особенности регулирования процессов их банкротства, а именно: организации, являющиеся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса. Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов топливно-энергетического комплекса» от 24.06.99 г., №122 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26.

Вдобавок к сказанному отмечу, что регулирование банкротства кредитных организаций осуществляется дополнительно специальным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999 г.

«Цели выделения указанных категорий не всегда совпадают. В одном случае законодатель стремится предоставить дополнительные гарантии сохранения существования юридического лица — должника (так, при банкротстве градообразующих организаций с учетом жизненных интересов жителей соответствующего населенного пункта для этой цели используются возможности органов местного самоуправления), в других — защищаются особым образом интересы соответствующей отрасли экономики». Брагинский М.И. Комментарий к Закону о несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика. № 4. 1998. С. 15.



Таким образом, юридические лица, в отношении которых действуют специальные правила о банкротстве, учитывающие их особенности, как предлагает В.В. Витрянский, условно можно разделить на две группы:

· должники, к которым применяются специальные нормы, содержащиеся непосредственно в Законе о банкротстве;

· должники, особый режим банкротства которых регулируется отдельными федеральными законами. Витрянский В.В. Особенности банкротства отдельных категорий должников. Российско-британский семинар судей по вопросам банкротства // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3. С. 116.

С теоретической точки зрения, по моему мнению, такое деление не обязательно, так как основывается на степени принадлежности указанных норм к определенным юридическим источникам и правовым актам, а не на теоретических предпосылках, позволяющих классифицировать их в зависимости от отношений, которые они регулируют.

Тем не менее, придерживаясь данной классификации, представляется, на мой взгляд, не лишенным смысла выделить в качестве самостоятельной еще одну группу должников:

— должники, особый режим банкротства которых регулируется как специальными нормами, содержащимися непосредственно в Законе о несостоятельности (банкротстве) так и отдельными федеральными законами.

К этой группе относятся кредитные организации, банкротство которых регулируется как Законом о банкротстве, так и Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Еще раз хочу подчеркнуть, что данная классификация строится (как уже было сказано ранее) не на теоретических предпосылках, когда классификация строится в зависимости от особенностей регулируемых отношений, а на степени принадлежности указанных норм к определенным юридическим источникам и правовым актам. Как известно, в отличие от правовых отношений, которые являются постоянными, юридические акты имеют непостоянную природу, они могут как приниматься, так и отменяться. В процессе изучения основных проблем банкротства юридических лиц законодателем могут быть приняты новые законодательные акты, регулирующие банкротство отдельных категорий юридических лиц, что приведет к их отнесению к той или иной группе должников, указанных в приведенной классификации. Кроме того, в диссертации вносятся предложения о необходимости принятия некоторых правовых актов, позволяющих расширил» круг должников, к которым должны применяться особенности правового регулирования их банкротства.



Нельзя не отметить, что новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. подошел к вопросу об учете особенностей регулирования банкротства отдельных категорий юридических лиц — должников более ответственно, чем ранее действовавший Закон 1992 г.: он выделил отдельные категории юридических лиц, в отношении которых необходимо специальное регулирование несостоятельности и выработал особенности банкротства каждой из них. В этом проявилось одно из лучших достижений данного Закона.

Что касается отдельных категорий должников, «удостоившихся» специального регулирования, то их круг сводится к следующим организациям.

Понятие градообразующей организации дано в п.1 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: в качестве такой организации признается юридическое лиц, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. В соответствии с п.2 этой статьи, правила, применяемые к таким организациям применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.



Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки, Для таких организаций закон предусмотрел специальные правила регулирования их банкротства из-за отличительных особенностей их деятельности, предполагающих в основном сезонный характер их деятельности или зависящий от природных факторов. Этой категории должников также будет уделено внимание во второй главе.

Закон о банкротстве выделил в отдельную категорию страховые организации, являющиеся должниками, что связано с некоторыми особенностями их деятельности. Банкротство таких организаций еще не исследовано в широком аспекте, поэтому данная категория должников станет отдельным исследованием в данной диссертации.

Регулирование банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется с помощью норм, установленных в Законе о банкротстве. Законодатель выделил данную категорию должников благодаря некоторым особенностям их функционирования на рынке ценных бумаг. Особенности данного регулирования в основном касаются условий правовой регламентации движения ценных бумаг в случае банкротства данного юридического лица, отсюда вытекают особенности наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства во время банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.



Следующей категорией должников, в отношении которых установлены специальные правила банкротства, являются субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых, согласно п.1 ст.1 Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства. Данной категории юридических лиц -должников будет посвящена глава 3 диссертации.

Особенности регулирования несостоятельности кредитных организаций связаны со спецификой их деятельности. В основном эти особенности касаются реабилитационных процедур банкротства, а, вернее, отсутствия возможности их применения. В соответствии с п.1 ст.5 Закона «О несостоятельности (банкротстве кредитных организаций)» при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются только процедуры наблюдения и конкурсного производства. Согласно п.2 той же статьи в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.

Отличительной особенностью регулирования банкротства таких должников также является наличие определенных мер, применяемых для предупреждения банкротства кредитных организаций, которые могут выражаться в следующих формах: финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией: реорганизация кредитной организации. Законом предусмотрены отдельные основания для осуществления банкротства кредитной организации. Особенности касаются и некоторых процессуальных аспектов рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций.



Выделив категории должников — юридических лиц, к которым законодательство о банкротстве применяется с особенностями регулирования их банкротства, можно задать вопрос: насколько исчерпывающим является список указанных категорий должников?

Представляется, что данный выше перечень юридических лиц должен быть расширен.

Уже после принятия в 1998 г. Закона о банкротстве был принят федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетическою комплекса», затем Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999г., который существенно дополнил положения об особенностях несостоятельности данной категории юридических лиц.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Какая ответственность предусмотрена при банкротстве юр

Субсидиарная ответственность учредителей по долгам Содержание статьи Любое юридическое лицо рано или поздно может оказаться на грани банкротства. Во многих случаях неспособность погашать долги является результатом неправильных действий руководства фирмы, а иногда начальство намеренно уклоняется ...

Чудеса избавления застройщика от долгов

Чудеса избавления застройщика от долгов Есть такое высказывание, что чудес не бывает. Бывает та или иная степень знания. Вот так и в вопросе избавления застройщика от долговых обязательств. Это реально? Да. Чудеса? Нет. Когда вы ...

Банкротство не избавляет от долгов – миф или реальность

Как спасти компанию от долгов? Многие наши клиенты приходят с главным вопросом ndash; quot;Поможет ли процедура банкротства избавить их долгов или нет ?quot;. Какова цель и конечный результат процедуры банкротства. Должностные лица банков, микрофинансовых организаций ...

Как избавить фирму от долгов, если нечем платить?

Как избавить фирму от долгов, если нечем платить? Когда бизнес развивается, доходы стабильно поступают на расчетный счет и будущее кажется безоблачным — не каждый собственник будет обременять себя мыслями о таких малоприятных вещах как растущие ...

Как избавиться от долгов: 6 способов вернуться к нормальной жизни!

Как избавиться от долгов и начать жить полноценной жизнью: 6 способов выбраться из долговой ямы + Беспроигрышная стратегия поведения должника! Содержание: Возможные последствия для должника Очень часто в нашей жизни наступает момент, когда денег на ...

Руководство Как избавиться от долгов; 5 правил, 6 шагов!

Роза Жизни Жизнь во всех её проявлениях#8230; Руководство Как избавиться от долгов 5 правил, 6 шагов! Кредиты ndash; это зло! Заявляю это как человек, который прошёл через не одну сотню тысяч долларов долгов лично и ...

4 совета как избавиться от долгов

4 совета как избавиться от долгов Как избавиться от Долгов навсегда? Разумеется, самый лучший способ избавиться от долгов — не делать их и жить по средствам. Однако жизнь непредсказуема и сложно бывает угадать, чем обернется ...

Как спасти активы предприятия?

Банкротство как термин имеет негативную окраску и ассоциируется с крахом бизнеса, развалом предприятия. Однако в современном цивилизованном мире банкротство стало эффективным инструментом бизнеса для перехода на новый этам или начало нового витка деятельности. К тому ...

Что делать, если вам нечем платить по кредиту? Законные способы справиться с задолженностью

Что делать, если вам нечем платить по кредиту? Финансовые трудности могут возникнуть у каждого человека. Потеря работы, снижение постоянного заработка, вынужденный больничный могут привести к тому, что завтра вам просто нечем платить по кредиту. Что ...

Что будет — если не платить кредит в банке Тинькофф?

Что будет если не платить кредит в банке Тинькофф? Многих заёмщиков интересует вопрос: Я не плачу кредит банку Тинькофф, что ждёт меня в этом случае?. Ответ на данный вопрос зависит от величины займа, суммы долга, ...

Как избавиться от кредита Тинькофф

Как избавиться от кредита Тинькофф — лучшие способы Вас интересует вопрос, как избавиться от кредита Тинькофф без шума и пыли? Тогда внимательно прочтите статью и следуйте простым советам. Тинькофф Банк — финансово-кредитное учреждение, которое работает ...

У банка отозвали лицензию – как платить кредит в этом случае

У банка отозвали лицензию – как платить кредит в этом случае Банковский сектор России в настоящее время переживает сложный период. По сведениям Агентства по страхованию вкладов, в настоящее время в процессе ликвидации находятся 243 кредитные ...

Нужно ли платить по кредиту, если банк закрылся?

Как и куда платить по кредиту, если банк закрылся? Нестабильная экономическая обстановка в России отложила свой отпечаток и на банковской системе страны. Только в 2016-м году более, чем у ста отечественных кредитных компаний были отозваны ...

Куда платить за кредит РУБанка;?

Куда платить за кредит РУБанка? Отзыв лицензии у РУБанка, не освобождает клиентов от погашения действующих или просроченных кредитов, задолженность необходимо погасить в обязательном порядке. Информация для заемщиков АО КБ РУБанк, здесь вы узнаете где и ...

Как платить кредит, если у банка отозвали лицензию — куда, нужно ли платить, банк банкрот

Как выплачивать кредит, если банк лишили лицензии Финансовая система Российской Федерации за последние пару лет претерпевает значительные потрясения и трудности. Так, только в 2014 году лишились лицензии больше 85 банков, а люди-вкладчики, то есть, кредиторы ...

Последствия банкротства юридических лиц, Банкротство в 2017 году

Последствия банкротства предприятия Признание юридического лица банкротом влечет за собой наступление различных последствий как для самого должника и руководящего состава организации, так и для простых работников. Согласно ГК РФ, несостоятельным может быть признано любое коммерческое ...

Рейтинг@Mail.ru