Колыбель ангелов
Женский журнал: Ваш юрист, миграция, красота, кулинария, магия и многое другое.

Жены основателя Османской империи

Жены основателя Османской империи.

Кто они?

Осман I Гази был не только выдающимся воином, искусным политиком и талантливым дипломатом, вождь отличался, по описанию очевидцев, и прекрасными внешними данными.

Будучи высоким, хорошо сложенным, широкоплечим, с золотой кожей мужчиной, он явно должен был пользоваться успехом у женщин своего времени.

Известно, что от него родилось шестеро сыновей и одна дочь, однако количество его жен и наложниц доподлинно не знает никто.

Ислам позволяет иметь до четырех жен и не ограничивает количество наложниц.

Две известные жены Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун вошли в историю благодаря его потомку Мехмеду II, взявшему Константинополь и объявившему Османский султанат империей.

Для того, чтобы подвести духовную базу под родословную османских правителей, в роду должен был быть известный праведник.

Таким человеком стал Шейх Эде Бали, родство с ним позволяло считать династию Османа потомками и духовными наследниками известного подвижника ислама того времени.

Однако не все было гладко, поэтому легенды и правда переплелись в повествованиях вокруг имен этих женщин – жен Османа Малхун-хатун и Рабия Бала-хатун.

Легенды о любви, снах, мечтах и подвигах Османа

О любви Османа рассказывает легенда о Снах Османа, записана она Ашикпашадзе.

С момента кончины Османа прошло примерно 160 лет, он в свою очередь ссылается на хроники Яхши Факыха, Описания подвигов дома Османов до Йылдырым-хана.

Оригиналов этих рукописей не осталось, однако их содержание содержит многие трактаты османских письменных источников более позднего периода.

Время жизни Яхши Факых конец XIV столетия и он был сыном имамама служившем при султане Орхане (сыне Османа), соответственно он не мог лично свидетельствовать о ранних годах жизни Османа.

По легенде Осман полюбил всем сердцем и душою дочь Шейха Эде Бали, но отец не хотел отдавать ему её в жены, потому как род Османа был не таким знатным.

Однако Шейх Эде Бали дружил с отцом Османа и с ним самим и часто принимал его у себя в доме.

Беседовал о вере, политическом устройстве мусульманских государств и прочих вещах.

Шейх Эде Бали был почитаемым у мусульман праведником ислама суннитского направления и одним из лидеров движения ахи (прообраз торгово-ремесленых республик Востока, на подобии Венеции и Генуи).

Однажды Осман спал в доме Эде Бали и ему виделись два сна, в первом сне ему виделось как полная луна (прообраз дочери шейха), вышла из груди шейха и погрузилась в грудь Османа .

Увиденное во снах Осман пересказал Шейху Эде Бали и тот, будучи праведником, истолковал их так, что из союза его дочери и Османа произойдет династия, которая создаст Великую Империю.

После чего влюбленные, наконец получили благословение и стали жить вместе и родили сына Орхан–бея, продолжателя Османской династии.

Тема великой любви и долгой борьбы Османа за руку и сердце дочери шейха особенно широко раскрыта в произведении средневековых лириков Османская мечта.

И всё бы хорошо, но летописцы не договорились об имени дочери шейха, и по одним данным её звали Малхун-хатун, а по другим Рабия Бала-хатун.

В чем же дело?

Жены основателя Османской империи

Власть, политика, реальность и потомки Османа

Правда, о настоящем положении дел в семейных вопросах Османа, до конца всё же неизвестна.

Но благодаря свидетельству византийских летописцев, в частности Пахимера, современным историкам стало понятно, что в угоду идеи союза дочери высокородного праведника и Османа образ Малхун был составлен на объединении двух биографий, реальной матери наследника Османской династии Орхана и дочери Шейха Эде Бали — ещё одной жены Османа, Рабии.

На этапе становления бейлика, как независимого государственного объединения Османа, незнатный потомок простого воина-вождя, владевшего подчиненным уделом, не мог породниться с главами соседних эмиратов, заключив междинастийный союз.

Выбирать жен он мог только среди равных ему по статусу мусульман или дочерей наместников соседних византийских территорий.

Жены основателя Османской империи

Брак между христианской и мусульманской знатью тогда был рядовым явлением.

Имя матери Орхан–бея, Малхун-хатун более созвучно с именем дочери Умур–бея.

Из летописей, уже известного летописца Пахимера, сын Умур–бея участвовал вместе с Османом в его первых военных походах против Византии, что вполне реально объясняет брак с Малхун–хатун как подкрепление военно-политического соглашения между двумя вождями.

Титул же бей – использовался среди военных вождей Малой Азии и означал, что отец и мать Мал Хатун обладали определенным статусом власти.

Имеется письменное подтверждение, датированное 1324 годом о передаче неких материальных ценностей на благотворительность, перечисляющего семью Османа, в нём отцом Малхун–хатун назван Умур – бей.

Умур-бей управлял бейликом Умари, к северо-востоку от разрастающихся владений Османа, который позже был полностью поглощен ими.

Малхун–хатун пережила мужа, так как её похоронили в семейной гробнице не далеко от могилы мужа в Бурсе.

Известно, что сам Осман умер когда Бурсу только взяли и был погребен рядом с отцом в Согуте, а уже позже перезахоронен в Бурсе.

Точная дата смерти Малхун-хатун не известна.

Значительно же позже, когда под властью Османа оказались многочисленные города и встал вопрос о переходе к новой, для Османа, форме социального устройства, он стал руководствоваться советами шейха Эде Бали.

И брак с его дочерью укрепил этот, опять же, политический союз.

Эди Бали наставлял Османа по вопросам исламизации племен, но главным образом по организации управления городами, налогообложении и продвижением идей сообщества ахи – одним из руководителей которого он являлся.

Именно шейх Эде Бали опоясал легендарным мечом Гази Османа и сподвиг на войну с неверными.

Дочь Эди Бали, которая стала женой Османа, звали Рабия Бала-хатун.

Брак состоялся в 1289 году.

И она тоже родила ему сына, известного как Алаеддин-бей.

Несколько лет до своей смерти она прожила с отцом.

Её сын не имел отношение к продолжению династии.

Считается, что путаница могла возникнуть ещё и потому, что в некоторых источниках эту жену Османа называли Малхун.

Умерла Рабия в 1324 году в Биледжике и погребена возле гробницы своего отца.

Жены основателя Османской империи

Воистину, как сказано: Когда говорят пушки – музы молчат . Зато когда они умолкают, музы принимаются за работу с удвоенной силой.

И истории о политических и военных союзах государственных мужей того сурового времени войн и сражений начинают обрастать романтическими легендами и сказочными преданиями о великих откровениях.

Не минула чаша сия и династию Османов.

Благодаря усилиям его потомков, турецкая литература позднего средневековья Востока, обогатилась множеством любовных эпосов, описывающих чувства великого основателя династии Османов и его прекрасных жен.

Статья написана специально для канала Мир истории , автор: Лочуков Денис