Главная 7 Семья 7 Ислам и развод в мусульманстве — Домоводство у Вострухи

Ислам и развод в мусульманстве — Домоводство у Вострухи

Развод у мусульман — это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.

2. Если муж вступал с женой интимные отношения после завершения цикла, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится: забеременела она или нет.

Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в интимные отношениможет дать ей развод. При этом не имеет значенизабеременела она или нет. Сказал Всевышний Аллах:

О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок (Сура Развод, 65:1)

Сказал Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими): Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо когда вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте развод, когда у нее менструации завершатся .

Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза. Например говорить: Ты — разведена два раза , или: Ты — разведена три раза , или: Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена . Повторять трижды Ты — разведена запрещено в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал о человеке, объявившем развод трижды: Разве можно играть Писанием Аллаха в то времкак я нахожусь среди вас .

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятскогда им вздумаетсне обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их. Всевышний Аллах сказал: Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя . (Сура Развод , 65:1)

Он также сказал: А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный . (Сура Корова , 2:229)

1.Необходимость соблюдения периода идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в интимные отношениона не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак. Это соответствует следующим словам Всевышнего:

О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы. (Сура Сонмы, 33:49)

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж:

три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации;

три месяца, если она не имеет менструаций;

время до рождения ребенка, если она беременна.

Запретность жены для мужа (т.е. запрет на вступление с нею в брак) в том случае, если он до этого давал ей развод дважды. Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется по какой-либо дозволенной причине. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего: Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием. Сура Корова , 2:229

Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим. Сура Корова , 2:230

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой .

Как это? — спросила жена.

Я дам тебе развод, — ответил муж, — а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока . Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а Аллах Всевышний ниспослал следующее: Развод — двукратен. , ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.

Если муж развелся со своей женой, то он не имеет права потребовать назад подарки, данные ей как свадебный дар. Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные подарки независимо от того, насколько дорогими и ценными они были: Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный? (Коран, 4:20).

Если инициатива развода исходит со стороны жены, то она должна вернуть свадебные подарки своему мужу. Возвращение свадебных даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его. Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора). Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасеничто нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного]. Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, — нечестивцы (Коран, 2:229).

В некоторых случаях, мусульманка желала бы сохранять брак, но вынуждена требовать развода по основательным причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак.

Иными словами, в Исламе женщине предлагается некое равноправие: она может прекратить брак посредством процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в., прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие. Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своим последователям так: Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего (Абу Дауд).

Мусульманин не может развестись с женой только потому, что она ему разонравилась. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к женам даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли или он не любит ее:

Обращайтесь достойно с женами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое (Коран, 4:19).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) давал такие указания: Верующему не дозволено относится недоброжелательно к верующей. Если ему ненавистно дурное в ней, то пусть удовлетворится тем, что в ней есть доброго (Муслим).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто — лучший для своих жен. Уверовавшие наилучшим образом проявляющие свою веру те, кто у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, кто добры к своим женам (Тирмизи).

Однако Ислам — это практическая религия и в ней действительно признаетсчто существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в этих случаях? В Коране содержится несколько практических советов для супругов (мужа или жены), если один из них (муж или жена) поступает дурно.

Для мужа, жена которого своим поведением создает угрозу браку, в Коране имеется четыре типа советов, которые детально рассматриваются в следующих аятах:

Мужья — попечители жен [своих], поскольку одним (т. е. мужьям) дал Аллах преимущество перед другими (т. е. женами) и поскольку расходуют мужья [на содержание жен] из имущества своего. Преданы женщины добродетельные [мужьям своим], и хранят честь и имущество, которое велел беречь Аллах. А тех жен, в верности которых вы не уверены, увещевайте [сначала], [потом] избегайте их на ложе супружеском и [,наконец,] побивайте их. Если же повинуются они вам, то не обижайте их. Воистину, возвышен Аллах, превелик. Если опасаетесь вы развода между супругами, то назначьте по представителю справедливому [как] со стороны его семьи [, так] и [со стороны] ее семьи. Если оба они пожелают помиритьсто помирит их Аллах (Коран, 4:34-35).

Сначала должны быть испробованы первые три способа. Если они не помогают, то следует обратиться за помощью к семьям. Следует заметить, что в свете вышеприведенных аятов, физическое наказание взбунтовавшейся жены рекомендуется как временная мера и последнее средство в случаях крайней необходимости, употребляемое в надежде обуздать поступающую дурно жену. Если оно срабатывает, то мужу возбраняется продолжать искать пути против жены, что и выражено ясно в этом аяте. Если же это средство не срабатывает, то мужу все равно не разрешается продолжать использовать его, а требуется обратиться к семьям родственников за помощью в разрешении конфликта.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) наставлял мусульманских мужчин избегать использования этих крайних мер, кроме тех случаев, когда жена совершает явную мерзость. Даже и в этих случаях наказание должно быть легким и, если жена повинуетсто муж не имеет права терроризировать ее. Если же они совершают явную мерзость, вы можете покинуть их на постелях их и назначить им легкое наказание. Если они станут покорны вам, то не ищите пути против них и не докучайте им (Тирмизи).

Далее, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осуждает всякое несправедливое физическое наказание.

Некоторые мусульманские жены жаловались ему на то, что их мужья бьют их. Услышав об этом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) категорически заявил: Те, кто бьет жен своих, не из числа лучших среди вас (Абу Дауд). И нужно еще помнить, что по этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: И лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший среди вас для своей семьи (Тирмизи).

Для жены, муж которой отличается дурным поведением, создающим угрозу браку, в Коране дается следующий совет:

И если почувствует жена, что неласков супруг с ней или избегает ее, то не грех им уладить по доброму [возникшую неприязнь], ибо примирение [для супругов] — лучше (Коран, 4:128). В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него).

Статистика установила, что среди житейских трагедий, приводящих к инфарктам, развод стоит на втором месте после смерти супруга. Наоборот, наибольшую продолжительность жизни имеют те, кто, вступив в брак, прожил в нем всю жизнь. Не случайно поразительно большое число долгожителей перешагнуло столетний рубеж вместе со своими женами. Мужчины, не разводитесь. Это опасно для вашего здоровья , — советуют швейцарские медики, установившие, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей сильного пола чаще наблюдаются нарушения психики, попытки самоубийства. Да и в больницы одинокие попадают в 8 раз чаще, чем женатые.

Подводя итог, следует сказать, что Ислам предлагает супружеским парам, испытывающим трудности и напряжение в браке, наиболее практические советы для сохранения брака. Если один из партнеров подрывает брак, то другому рекомендуется в соответствии с Кораном делать все возможное, чтобы сохранить священные узы. Если ни один из способов не приводит к результату, то, по Исламу, супругам рекомендуется расстаться дружески и мирно.

О admin

x

Check Also

Как отказаться от алиментов на ребенка?

Как отказаться от алиментов на ребенка? Знать, как отказаться от алиментов, иногда требуется тем, кто по закону обязан их платить. Но как отказаться от алиментов ...

Как делить долги супругов при разводе

По общему правилу каждый супруг отвечает самостоятельно по своим долгам. Закон гласит, что по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество ...

Права и обязанности супругов в браке по семейному праву

Заключение брака сопровождается не только официальной регистрацией отношений между гражданами, но и наделением их определенными правами и обязанностями. Подобный подход позволяет защитить обоих членов союза ...

Как делится кредит при разводе, юридические аспекты проблемы

Претензии финансового характера после расставания возникают даже в хорошо обеспеченных семьях, что уж говорить за тех, которые в браке нажили совместно только старый холодильник и ...