Икона Воздвижение Креста Господня: фото, значение, молитва, в чем помогает?
Икона Воздвижение Креста Господня: история и описание
Великим праздником из числа двенадцати наиболее важных в годовом цикле Православной церкви является Воздвижение Креста Господня.
В эту дату христиане вспоминают историческое событие IV века, называемое обретением Креста, на котором завершилось земное поприще Спасителя.
Обретение было поистине чудесным, ведь со времени Распятия минуло почти триста лет.
Икона Воздвижение Креста Господня помогает во многих людских бедах, поэтому очень почитаема среди христиан.
История
Император Константин, впечатленный явлением Святого Креста и как бы его благословением, возжелал возвести на земле Палестины, в местах, освященных присутствием и пастырским служением Спасителя, храмы, а также отыскать орудие казни Иисуса Христа.
В 326 году с этой почетной целью на Святую землю отправилась мать императора, благочестивая царица Елена.
Поиски долго не приводили к успеху: после Воскресения Сына Божия Крест исчез, скорее всего он был зарыт врагами Христа в землю в неизвестном месте, дабы избежать поклонения ему со стороны исповедников Христовой веры и даже уничтожить воспоминания о Нем.
Царице Елене кто-то подсказал, что место захоронения Креста будто бы известно одному дряхлому еврею, носившему имя Иуда, который в результате долгих расспросов и бесконечных уговоров в конце концов согласился показать это место.
Оно оказалось недалеко от Голгофы.
Святое Древо было сброшено в глубокую пещеру и засыпано мусором, хламом, землей, а наверху язычники воздвигли свое капище – с храмом, посвященным Венере, и статуей Юпитера .
Здесь происходили языческие ритуалы, совершались жертвоприношения.
По приказанию царицы святилище язычников было разрушено, и в пещере в ходе раскопок обнаружили три одинаковых креста, а также табличку, лежащую отдельно, на которой сохранилась подлинная надпись: «Иисус Назарянин.
Царь Иудейский» .
Но какой же из найденных крестов – Святой?
И царица Елена, и Макарий, тогдашний патриарх Иерусалимский, были убеждены, что Бог поможет решить им эту нелегкую проблему. Так оно и случилось.
Патриарх предложил поочередно подносить орудия казни к тяжелобольной женщине.
Первые два креста не произвели никакого действия, а когда был поднесен третий, женщина смогла самостоятельно встать – недуг покинул ее.
Второе чудо произошло тогда же: по дороге несли хоронить умершего – и от возложения на него третьего креста произошло воскрешение.
Тогда все убедились, что именно это Крест Спасителя, посредством которого Тот явил чудеса и силу животворения.
Слух о чудесной находке мигом распространился по всему Иерусалиму, и к Кресту потекли толпы желающих поклониться и приложиться к нему .
Однако народу было так много, что сделать это не было никакой возможности.
Тогда присутствующие стали просить патриарха хотя бы показать найденную святыню.
Епископ Макарий, поднявшись на возвышение, трижды поднял над собой – воздвиг – Крест Господень, чтобы каждый желающий мог без труда увидеть его .
А праздник, учрежденный в честь этого исключительного события, так и стал именоваться – Воздвижение Креста Господня.
Царица Елена, выполнив свою священную миссию, привезла в Константинополь часть Святого Креста , а также гвозди, которыми Сын Божий был прибит к нему.
Император Константин распорядился возвести на знаменательном месте Распятия Иисуса, последующего Его Воскресения и обретения Святого Креста величественный храм, под сводами которого уместились как Голгофа, так и Гроб Господень.
Царицу Елену за служение во славу Христа стали называть равноапостольной – равной апостолам.
Так же позднее стал нарекаться и император Константин.
Царица ушла из жизни в 327 году, несколько лет не дожив до окончания строительства храма, который был освящен в 335-м, 13 сентября (26-го по н. ст.), а день следующий – 14 (27-е) – стал днем установления празднования в честь обретения Честнаго Древа и явления его народу путем воздвижения.
В этот же день церковь вспоминает еще один связанный с Крестом факт.
В VII в. Иерусалим был завоеван и разграблен персами. В числе похищенного был и Животворящий Крест .
Лишь через 14 лет христиане смогли вернуть плененную святыню на историческое место.
При встрече ее наблюдалась та же картина, что и при обретении: множество народу стеклось на торжество, чтобы поклониться Кресту, и точно так же верховный иерарх неоднократно воздвигал его, дабы всем удалось увидеть.
Что означает праздник и как он отмечается?
В день Крестовоздвижения христиане не только поклоняются Кресту, на котором Агнец Божий перенес страдания и муки ради их спасения, не только связывают его с великим историческим событием.
Каждый из верующих понимает, что обретенный Крест – это символ победы добра над злом , уничтожение греха, источник безграничной любви.
Воздвигнутый Крест – это как светильник для всей планеты, рассеявший на ней тьму невежества. Христиане с момента крещения носят на себе нательные крестики именно как знаки Христовой победы, защищающие от злых сил.
Каждое благое дело начинается с молитвы и крестного знамения. Им же благословляют священники прихожан, матери – детей.
Молитвой ко Кресту завершается каждый прожитый день.
Существует и еще одно глубокое значение праздника – оно говорит о времени второго пришествия Спасителя, когда перед грядущим Страшным судом будет новое явление Креста Господня – новое его Воздвижение.
Поэтому существование этого праздника настраивает людей на серьезные самоанализ и размышления о духовном, повышенную ответственность за свои поступки.
Во время праздничного богослужения священник торжественно выносит Крест в центр храма и, осенив им все стороны света, возлагает на аналой.
После этого совершается чин поклонения святыне: все присутствующие трижды кладут перед ним земной поклон под пение праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Крест остается на аналое в течение недели, чтобы у каждого была возможность поклониться и приложиться к нему в любой день.
Праздничный день отмечен строгим постом: не дозволено есть мясные, молочные, рыбные продукты, блюда из яиц . Допустима пища с использованием растительного масла – подсолнечного или оливкового. Это тоже древняя традиция.
По преданию, император Ираклий, когда Крест был возвращен из персидского плена, нес его к храму одетым отнюдь не в царские одежды и босиком.
В воспоминание этого им заповедано знаменовать праздник постом.
Как выглядит икона?
Сюжет иконы с одноименным празднику названием в его нынешней графике установился в иконописи России в XV–XVI столетиях.
Он же и самый распространенный.
Вся представленная на полотне сцена – многолюдная композиция, за фигурами которой виден храм с одним куполом. Центром композиции является патриарх, стоящий на амвоне, подняв над собой Крест, украшенный растительными ветками.
Предстоятеля с обеих сторон поддерживают дьяконы.
Передний план заполнен изображениями святых, певцов , тех, кто пришел преклониться перед чудесной находкой.
В сени символического алтаря, справа, обычно написаны фигуры святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.
Существуют варианты с изображением чудес, происшедших при идентификации крестов.
Более ранние иконографические варианты представляют изображения свв.
Константина и Елены или держащими в руках Крест, или стоящими по обе его стороны.
Значение и фото
И хотя во всем христианском мире иконы «Воздвижение» различаются по композиционному строению и по сюжету, для верующих их значение и смысл неизменны.
Крест нередко называют Животворящим Древом, и вот его обретению – радостному событию христианской истории – икона и посвящена .
А сам Крест воспринимается не орудием казни и страданий, а символом искупления.
Икона, посвященная Воздвижению, помещена в очень многих церквях и монастырях, ее имя также носят и сами сакральные здания. В частности, в нашей стране ее можно увидеть в одноименных храмах:
- в Алтуфьево (Москва)
- на Чистом Вражке в Москве
к содержанию ↑
В чем помогает образ?
Перед образом «Воздвижение» произносят одну из наиболее сильных молитв – для защиты от всяческих бед, напастей, опасностей и болезней.
Икона обладает чудодейственными свойствами. Есть множество примеров исцелений после обращения к ней с молитвой.
От хворей исцеляются и тяжелобольные, потерявшие надежду на исцеление .
Святой Крест несет свою животворную силу даже на изображении. Так, к иконе принято обращаться в следующих ситуациях:
- женщинам, желающим иметь ребенка , страдающим бесплодием
- имеющим заболевания костей и суставов
- с просьбой избавиться от хронических мигреней
- вылечить зубную боль
- об избавлении от хронических и неизлечимых болезней
Были случаи исцеления даже людей не церковных и не особо верящих в чудотворную силу икон .
В порыве отчаяния и безысходности они искренне обращались к святому образу и получали исцеление.
Молитвы
Молитва первая:
Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами.
Аминь.
Молитва вторая:
О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои!
Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего.
Аминь.