Получение гражданства по программе переселения соотечественников
Госпрограмма по содействию переселения соотечественников: кому доступно участие
В 2021 году продолжает действовать Государственная программа по содействию добровольного переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Ниже рассмотрим, какими особенностями обладает программа переселения соотечественников, для кого она доступна и какие возможности предоставляет.
Кто может стать участником
Принять участие в программе могут соотечественники, которые временно или непрерывно легально проживают в РФ либо получили в стране временное убежище.
Согласно ст. 1 ФЗ № 99 от 24.05.99, соотечественниками признаются лица, которые родились в одной стране, проживают или жили на ее территории и обладают чертами общности языка, культурного наследия, обычаев, традиций и истории, а также потомки таких лиц.
В соответствии с этими нормами, к числу соотечественников относятся:
- россияне, которые постоянно живут вне территории РФ;
- лица, вместе с потомками проживающие в настоящее время за пределами России и изъявившие желание вернуться на историческую родину;
- в прошлом граждане СССР, проживающие сейчас в одной из бывших его республик.
Россияне, которые живут за пределами РФ, могут быть признаны соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Подтверждением этого статуса служит паспорт или другой документ о наличии российского гражданства. Другие лица, перечисленные выше, могут быть признаны соотечественниками после самоидентификации.
Стать участниками программы переселения в Россию в 2021 году могут дееспособные соотечественники, достигшие восемнадцатилетнего возраста, при условии, что они владеют в достаточном объеме русским языком, а также имеют образование и квалификацию для трудовой, творческой или иной деятельности.
Члены семьи лица, ставшего участником программы, обладают правом совместного переселения с ним в Россию.
Свидетельство участника
Решение о том, участвовать ли в госпрограмме, должно приниматься гражданином добровольно исходя из осознанного выбора места жительства, учебы/работы и возможностей для самореализации.
В подтверждение участия в госпрограмме выдается свидетельство утвержденного на законодательном уровне образца. Срок действия документа – 3 года.
Свидетельство участника Госпрограммы по переселению соотечественников служит подтверждением прав и обязательств самого участника и членов его семьи, а также обязательств РФ и ее субъектов, при участии которых реализуется программа.
Получение свидетельства
Получить свидетельство кандидат для участия в госпрограмме может как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Те, кто проживает за границей, могут обратиться за документом в уполномоченный орган в государстве постоянного жительства:
- представительства миграционной службы за границей;
- диппредставительства и консульские учреждения РФ, при которых созданы специальные группы по реализации программы.
Соотечественники, легально проживающие на территории России, при заинтересованности в госпрограмме должны обращаться в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД.
Сотрудники миграционной службы обязаны:
- дать исчерпывающие разъяснения по содержанию госпрограммы и о возможности предоставления услуги в конкретной ситуации соискателя;
- оказать помощь в подготовке к регистрации участника программы;
- выдать соответствующее свидетельство;
- выполнить иные необходимые мероприятия по учету участников программы.
Подача документов
Для получения свидетельства необходимо представить уполномоченному чиновнику следующие документы для Программы переселения соотечественников:
- Оригиналы и ксерокопии удостоверений личности заявителя и членов его семьи документов.
- Ксерокопии справок о семейном положении всех участвующих в программе лиц.
- Документы о профессиональной подготовке, образовании, трудовом стаже, наличии ученой степени и т.п.
Дополнительно предоставляются копии документов, на основании которых кандидат и члены его семьи временно или постоянно проживают на территории РФ, обладатели временного убежища должны предоставить оригинал и копию соответствующего свидетельства.
Подавая заявление на участие в программе, важно учитывать, что ксерокопии иноязычных документов должны сопровождаться удостоверенным нотариально переводом на русский язык.
С 2017 года в Программе переселения соотечественников будут участвовать 47 регионов Российской Федерации, и выбрать направление для переезда участник программы сможет самостоятельно. Однако выбор приоритетных территорий заселения государство поощряет бóльшим размером выплат на обустройство.
Социальная поддержка и государственные гарантии
Участники программы имеют право на социальную поддержку и получение государственных гарантий, в том числе:
- предусмотрена компенсация расходов на переезд, оформление разрешительных документов;
- разрешен ввоз в Россию личного имущества без учета ограничений по общей стоимости и весу;
- установлено освобождение от уплаты налогов, сборов и пошлин на таможне;
- разрешена трудовая деятельность без патента;
- предусмотрены получение РВП без квот, упрощенный порядок получения ВНЖ и гражданства.
Всем участникам программы переселения соотечественников в 2021 году будут выплачиваться подъемные (денежная помощь для обустройства). Однако размер этого пособия дифференцирован. Субъекты Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы для участников государственной программы.