Миграционная политика Росии: направления, проблемы
Миграционная политика: цели и проблемы
Понятие «политика» относится к принятию и воплощению решений в разных сферах жизни общества. Это механизм управления общественными процессами, в частности, миграцией населения. Миграционная политика — комплекс мероприятий, посредством которых государство достигает поставленных целей.
Сущность и цели
Миграционная политика регулирует границы права и этики, в рамках которых создаются законы и программы миграции населения.
Концепция миграционной политики в документах федерального уровня должна содержать принципы, управляющие миграционными процессами по всей территории РФ.
Для этого важно обосновать цели, используя разные подходы с точки зрения:
- привлечения трудовых ресурсов;
- типа демографического развития;
- геополитических интересов страны;
- национальной безопасности.
Миграционные проблемы в разных регионах отличаются, поэтому разнятся цели и способы реализации политики.
Миграционная политика государства имеет территориально-дифференцированный характер, в зависимости от чего выделяются такие цели:
- привлечение мигрантов на поселение;
- обеспечение рабочими новых промышленных объектов;
- стабилизация населения отдельных регионов;
- стимуляция миграционной активности местных жителей;
- ограничение притока мигрантов в ряд районов.
Поставленные цели помогут контролировать состав мигрантов, а характер их расселения использовать на благо страны.
Программы и механизмы внедрения законов
С учетом целей разрабатываются программы, которые стимулируют или сдерживают миграционную активность, создают условия для принятия решений, отвечающих интересам государства.
Существуют следующие инструменты миграционной политики:
- Требования к рабочим-иностранцам (сертификат об образовании, стаж, возраст, состояние здоровья).
- Введение квот на импорт рабочих.
- Временные ограничения.
- Законы, запрещающие иностранцам занимать некоторые должности.
- Перечень востребованных профессий.
- Географические приоритеты.
- Комплекс санкций по отношению к нелегальным трудящимся-мигрантам, поставщикам незаконной рабочей силы, работодателям, использующим нелегалов.
- Программы репатриации, стимулирующие отток мигрантов.
Каждое государство по-своему регулирует движение рабочих ресурсов, причем в приоритете интересы страны. Государственная миграционная политика соответствует ее геополитическому статусу.
Правовые документы
Как и прежде, в 2019 году правовая основа миграционной политики России зиждется на Конституции и федеральном законодательстве. Законы регулируют внутреннюю и внешнюю миграцию. Первая группа описывается в Федеральном законе «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».
Нормы, касающиеся внешней миграции, прописаны в федеральных законах:
- «О гражданстве РФ»;
- «О порядке выезда/выезда из РФ»;
- «О беженцах»;
- «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».
Закон «О вынужденных переселенцах» затрагивает оба направления. На сайте Правительства РФ http://government.ru/docs/20219/ регулярно публикуются нововведения, касающиеся статуса мигрантов, например, квоты на каждый год.
С учетом категорий граждан применяются разные виды миграционной политики: ограничение пребывания или разрешение на длительное проживание вместе с членами семьи, а также разрешение на постоянное проживание с последующим получением гражданства.
Главные тенденции и проблемы миграционной политики
В законодательстве перечисляются основные направления миграционной политики РФ, затрагивающие сферы:
- Расширения возможностей для переселения на ПМЖ (упрощение процедуры получения РВП, ВНЖ и натурализации, соцзащита).
- Создания механизмов привлечения и использования трудящихся-мигрантов.
- Образовательной миграции.
- Пресечения незаконного движения.
Возникли и определенные проблемы миграционной политики России.
Одно из негативных последствий — избыточная концентрация мигрантов в отдельных регионах страны при стабильном сокращении числа жителей других территорий.
Некоторые мигранты переходят на нелегальное положение. Это влияет, в частности, на экономическую ситуацию в стране, ведь ежегодный ущерб от неуплаты налогов превышает 200 млрд рублей.
Управляющая система
Организованная трудовая миграция — один из факторов, влияющих на развитие страны.
Управление осуществляют следующие субъекты миграционной политики:
- Главное управление по вопросам миграции (бывшая ФМС) при МВД;
- Министерство иностранных дел;
- Федеральная служба безопасности;
- Министерство юстиции;
- Роструд и др.
Министерство внутренних дел, а также Минздравсоцразвития занимаются разработкой политики.
ГУВМ координирует миграционные процессы, среди которых:
- принятие решений о выдаче/аннулировании разрешений на привлечение иностранных сотрудников;
- лицензирование услуг по трудоустройству россиян за границей;
- расследование административных правонарушений,
- дактилоскопическая регистрация;
- депортация/выдворение иностранцев.
Деятельность миграционного ведомства контролирует МВД.
Действия мирового сообщества
Хотя миграция приносит прибыль мировой экономике и повышает производительность труда принимающих стран, некоторые опасаются ее отрицательных последствий. В январе 2012 года появился Международный центр миграционной политики (MPC). Его цель — исследование вопросов глобальной миграции для управления этим процессом.
МРС разрабатывает и внедряет миграционную политику, оценивает влияние миграции на экономику и общество. Планируется создание специалистами в области демографии и права баз данных для организации эффективных систем наблюдения в разных регионах.