Как зарегистрироваться по месту жительства
Особенности процедуры регистрации по месту жительства
Место жительства гражданина – это место (квартира, дом), где он преимущественно или постоянно проживает (п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ). Лицо, изменившее место проживания, обязано в течение семидневного периода от даты прибытия на проживание по новому адресу пройти процедуру регистрации (ч. 1 ст. 6 Закона № 5242-1 от 25.06.93). Рассмотрим подробнее, как зарегистрироваться по месту жительства в РФ.
Этапы процедуры
Процедура оформления прописки по месту нахождения регламентирована Постановлением №713 Правительства России от 17.07.95, Административным регламентом (Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984). Последовательность действий для получения штампа с пропиской должна быть следующей.
Шаг 1. Подготовка необходимой документации
Комплект ходатайства должен включать следующие справки
№ | Документ | Комментарий |
---|---|---|
1. | Удостоверение личности | Принимается: · паспорт; · свидетельство о рождении — для заявителей младше 14-лет |
2. | Документ-основание на вселение в помещение | Какой-либо из следующих: · заявление собственника жилья; · договор аренды; · свидетельство о владении недвижимым имуществом; · решение судебной инстанции, дающее право пользования жилплощадью; · иная справка в нотариальном заверении, подтверждающая права пользования жилплощадью |
3. | Заявление | — |
4. | Листок убытия | Подается, если предварительно произошло снятие с регистрации по месту жительства по предыдущему адресу: это не обязательно делать, так как снятие по умолчанию происходит при регистрации по новому месту нахождения |
Заявление и документы следует подавать в регистрационный орган в электронной форме посредством Единого портала государственных услуг https://www.gosuslugi.ru/ . После обработки онлайн-заявки и сверки всех указанных данных на адрес электронной почты заявителя будет выслано сообщение, содержащее дату и время визита в уполномоченный регистрационный орган для подачи оригиналов документов.
Действующие правила регистрации по месту жительства не обязывают заявителей предъявлять документ-основание для вселения в помещение, если к таким данным имеется доступ у сотрудников государственных либо местных управленческих органов: в таком случае запрос необходимых сведений осуществляется регистрационным органом самостоятельно.
Шаг 2. Подача документов
Чтобы прописаться по новому месту жительства через МФЦ, следует в назначенное время обратиться со всем необходимым пакетом документов к чиновнику, ответственному за прием соответствующих заявок. К числу таких лиц относятся:
- сотрудники ТСЖ;
- работники ЖСК;
- управляющих организаций.
После приема у заявителя указанных документов уполномоченное лицо обязано максимум через три дня передать их в регистрирующий орган.
При невозможности подать документы перечисленным лицам заявление следует отдать собственнику жилплощади, который сам должен будет обратиться в орган регистрации.
Срок оформления – 3 рабочих дня при подаче полного комплекта ходатайства, и 8 дней, если сотрудники органа будут самостоятельно запрашивать данные о документе-основании для вселения.
Шаг 3. Получение результата
Результатом регистрационной процедуры является проставление соответствующего штампа в удостоверении личности. В случае узаконивания места жительства для несовершеннолетнего гражданина выдается справка о регистрации по месту жительства, которую необходимо прикрепить к свидетельству о рождении.
Все регистрационные процедуры, как установлено Административным регламентом, производятся бесплатно.
Обратите внимание: проживание без регистрации по месту пребывания и несоблюдение требований регистрационного учета приведет к наложению штрафных санкций. Административная ответственность для подобных случаев определена статьей 19 КоАП РФ.
Отказано в регистрации по месту жительства может быть получен, если помещение, в котором оформляется прописка, официально признано нежилым. В таком случае потребуется регистрироваться по другому адресу либо переоформлять статус недвижимого имущества.
Новые правила регистрации: видео